Слово о полку Игореве: анализ произведения (подробный).

Предмет: ЛИТЕРАТУРА

Методика проведения уроков

Название курса: Древнерусская литература

Название темы: «Слово о полку Игореве».

Роль и место данной темы в курсе

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы, до сих пор до конца не изученный и оставляющий много спорных вопросов. Произведение открывает курс изучения древнерусской литературы в 9 классе. Урокам по «Слову» предшествуют вводные уроки об особенностях, истории и основных этапах развития древнерусской литературы.

^ Перечень уроков по данной теме:

▪ Урок 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве».

▪ Урок 2. Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря.

▪ Урок 3. Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Проблема авторства.

▪ Урок 4. «…за землю Русскую!». Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».

Основные вопросы темы:

Историческая обстановка на Руси в 11-12в.в. История рукописи «Слова». Сюжет и композиция, жанровые особенности «Слова». Образ князя Игоря. Политический и лирический центр «Слова». Образ Святослава, Ярославны. Роль сил природы, зловещие предзнаменования. Проблема авторства. «Слово» в разных видах искусства.

^ Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках

На предыдущих уроках мы говорили об истории, этапах развития древнерусской литературы, вспомнили произведения этого периода, изученные в 8 классе, основные жанры и их жанровые особенности. Для более полного представления использовались материалы портала «Древнерусская литература» http://www.drevne.ru , сайта «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме

Круг изучаемых вопросов связан с разными аспектами «Слова». Необходимо рассказать о предпосылках написания «Слова», непосредственно связанных с идеей произведения – единение Русской земли. Образы главных героев – Игоря, Святослава и Ярославны – требуют рассмотрения, т.к. сочетают в себе черты простых людей и представителей княжеского рода, они неоднозначны, каждый по-своему отражает основную идею произведения. Обращение к опере А.Бородина «Князь Игорь» и картинам Глазунова, Рериха, Васнецова, Васильева поможет ярче раскрыть эти образы. Кроме того, лирический («Плач Ярославны») и политический центр «Слова» («Золотое слово Святослава») воплощают в себе чаяния всего русского народа. Пейзаж, силы природы, зловещие предзнаменования также служат для раскрытия идеи произведения. Нерешенная проблема авторства заставит детей самих задуматься об этом, выработать свою точку зрения и аргументировано доказать ее. Все уроки предполагают работу с текстом «Слова», т.к. в нем содержатся ответы на многие вопросы, связанные с изучением «Слова». Поэтому особое внимание нужно уделить особенностям жанра, композиции произведения в неразрывной связи с его сюжетом. Также детей необходимо познакомить с различными переводами «Слова» (Лихачева, Жуковского, Майкова, Заболоцкого).

После изучения «Слова» у детей должно сложиться представление об этом произведении как о величайшем памятнике древнерусской литературы.

^ Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств

Общие сведения о древнерусской литературе: портал «Древнерусская литература» http://www.drevne.ru , сайт «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

http://myslenedrevo.com.ua/recom/spi/bojan.html-

http://feb-web.ru/feben/slovenc/es/es2/es2-2361.htm?cmd=0&hash=Игорь_2-об.

http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo/-Югов

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es4/es4-1091.htm-плач

http://lib.kgts.ru/HISTORY/RUSSIA/SLOWO/s

http://www.hronos.km.ru/dokum/slovo.html-о

http://www.hronos.ru

http://old-russian.chat.ru/index1.htm - сайт о древнерусской лит-ре, разные переводы «Слова»

http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001639/1001639a1.htm энциклопедия «Кругосвет»

http://www.chat.ru/~old_rus2/

http://myslenedrevo.com.ua/recom/spi/spi-auth.html#P01#P01

Д.С.Лихачев:

http://www.lfond.spb.ru/ сайт Лихачева, Благотворительный фонд им.Лихачева

http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn6.htm -Лихачев

Другие виды искусства:

http://www.maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=65-Фаворский

http://maslovka.info/ - городок художников

http://www.glazunov.ru/RU/Obrazy_Ros.htm-Глазунов

http://tmn.fio.ru/works/96x/304/music-1.htm-Бородин

http://enc.mail.ru/article/51067200-энциклопедия, Бородин

http://vasil.lipetsk.ru/grd/5.htm-К.Васильев

http://www.hronos.km.ru/statii/o_vasnecove.html-Васнецов

http://web-gallery.org/Bilibin/Resume-ru.htm-билибин

http://gallery.facets.ru/catalog.php?page=2&sort=-2-эскизы Рериха к опере, галерея картин Рериха

http://moya-muzyka.nnm.ru/borodin_aleksandr_knyaz_igor-опера

http://glazunov.pereplet.ru/scena/index.html-эскизы Глазунова к опере

http://www.belcanto.ru Бородин

Викторина по «Слову»:

http://old-netler.narod.ru/victorina.htm#_ftn1#_ftn1

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

При подготовке к уроку учитель использует все названные Интернет-ресурсы, готовит к каждому уроку компьютерную презентацию. Возможные варианты презентаций к урокам размещены на сайте творческих учителей в сообществе учителей русского языка и литературы, раздел «Технология РКМЧП», там же расположены конспекты уроков. Для подготовки домашнего задания дети получают необходимые ссылки на используемые ресурсы.

^ Ожидаемые результаты обучения

Ученики получат представление о величайшем памятнике прошлого, ответят для себя на многие спорные вопросы, вдумчиво и внимательно проанализируют текст «Слова», проследят судьбу произведения в других видах искусства.

^ Тема урока: Историческая основа «Слова о полку Игореве».

Русь времен «Слова о полку Игореве».


«Изюминкой» урока станет использование компьютерной презентации, подготовленной учителем при помощи программы PowerPoint, включающей репродукции картин к «Слову», схему рода князя Игоря, карту похода против половцев. Использование презентации позволит «оживить» урок, стать непосредственным участником описываемых событий.

^ Работа учителя на уроке

создает общий настрой на изучение произведение с помощью размышления над словами Д.Лихачева и А.Пушкина «Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости»;

предлагает детям несколько репродукций картин на общее восприятие текста «Слова», из которых дети выбирают ту, которая в наибольшей степени, на их взгляд, соответствует произведению;

организует работу с текстом «Слова» по нахождению в нем исторических лиц, географических объектов, реальных исторических событий;

рассказывает об истории рукописи произведения, исторических событиях, положенных в основу, исторической обстановке на Руси того времени, русских князьях (лекция);

организует обсуждение услышанного, рефлексию собственной мыслительной деятельности.

^ Описание деятельности детей

Урок сочетает индивидуальную форму работы и работу в паре (работа с текстом произведения).

На уроке дети

Размышляют над предложенными вопросами и заданиями учителя;

Работают в паре с текстом «Слова», находят в нем упоминания реальных лиц, географических объектов, исторических событий;

Записывают материал лекции;

Рефлексируют собственную мыслительную деятельность, работу на уроке и услышанное на уроке.


Эпиграф к уроку, слова Д.С.Лихачева «Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». ^ Материал по результатам работы с текстом «Слова».
Материал лекции учителя.

Обязательное: 1.составить план событий «Слова»;

Дополнительное: 3.найти дополнительный материал о князе Игоре (инд.задание).

Некоторые итоги урока

У учеников сложилось представление об исторической обстановке на Руси в 11-12в.в., истории рукописи «Слова о полку Игореве», появилось первичное представление об отражении произведения в других видах искусства, происходило развитие навыка работы с художественным текстом.

^ Тема урока: Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

▪ Компьютеры, подключенные к Интернету;

▪ Текст «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева.

^ Отличительные особенности («изюминки») данного урока

«Изюминка» урока – использование презентации с практическим заданием, наглядным материалом об А.Бородине и опере «Князь Игорь», приблизительным вариантом плана событий «Слова», этапами сюжета и композиции «Слова», жанрами устного народного творчества и древнерусской литературы, сочетаемыми в произведении, репродукциями картин к «Слову».

Еще одна «изюминка» - прослушивание фрагмента из оперы «Князь Игорь», составление устного эссе «Каким я представляю себе князя Игоря», использование приема «Телеграмма».

^ Работа учителя на уроке

Формулирует «Верные-неверные утверждения» по содержанию «Слова», предлагает выбрать из них верные на первом этапе урока, возвращается к этому приему в конце урока для проверки и обсуждения полученных результатов;

Создает особое настроение для развития воображения учащихся с помощью прослушивания фрагмента из оперы «Князь Игорь» А.Бородина и составления устного эссе «Каким я представляю князя Игоря»;

Проверяет полученные планы событий «Слова» и предлагает свой вариант;

Помогает вспомнить детям жанры устного народного творчества и древнерусской литературы, найти черты некоторых жанров в «Слове»;

Организует беседу о князе Игоре и его походе;

Предлагает детям поразмышлять об образе Игоря, предлагая разные репродукции и высказывания о нем

Использует прием «Телеграмма» (какую телеграмму мог бы отправить Игорь из плена?) для того, чтобы дети попытались понять чувства и переживания Игоря.

^ Описание деятельности детей

Учащиеся

Выбирают верные утверждения из предложенных учителем, аргументируют свой ответ;

Составляют устное эссе «Каким я представляю князя Игоря»;

Выступают с докладом о князе Игоре (доп.задание к уроку);

Выразительно читают вступление;

Участвуют в беседе;

Размышляют над предложенными репродукциями и высказываниями к «Слову»;

Составляют телеграммы от имени князя Игоря.

^ Что должно появиться в тетрадях учащихся

План событий «Слова» (дом.задание к уроку), вывод об особенностях композиции «Слова» жанрах, сочетаемых в «Слове», тексты телеграмм князя Игоря из плена. Необходимые ссылки на ресурсы Интернета для подготовки домашнего задания.

^ Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен использован компьютер).

Обязательное задание: 1) выразительное чтение «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (с использованием ресурсов Интернета).

^ Некоторые итоги урока

После второго урока учащиеся расширяют представление о «Слове». У них появилось представление об особенностях композиции и жанра «Слова», возникло представление о князе Игоре. Учащиеся познакомились с отрывком из оперы «Князь Игорь» и новыми репродукциями к «Слову». Глубже изучили текст произведения..

^ Тема урока: Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Проблема авторства.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

▪ Компьютеры, подключенные к Интернету;

▪ Текст «Слова» в переводе Д.С.Лихачева.

^ Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств

Используются ресурсы, указанные в общем описании НИТИ-методики: материал о «Плаче Ярославны» и «Золотом слове Святослава», репродукции картин к «Слову», можно использовать текст «Слова», если отсутствует бумажный носитель.
^ Отличительные особенности («изюминки») данного урока
По-прежнему «изюминкой» урока остается использование презентации с репродукциями картин, практическим заданием к тексту, образцами обложек разных изданий «Слова».

Другая «изюминка» - работа в группах и подготовка вопросов для обсуждения самими учащимися, прослушивание отрывка из оперы «Князь Игорь» («Плач Ярославны»), составление синквейна о Ярославне и Святославе (синквейн – стихотворение из 5 строк, составляется по алгоритму)

1-я строка

1 существительное

2-я строка

2 прилагательных

3-я строка

Что делает?

фраза из 4 слов,пословица, фразеологизм

5-я строка

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

^ Работа учителя на уроке.

Организует на уроке работу в двух группах;

Предлагает детям заполнить сводную таблицу

^ Золотое слово

Линия сравнения

Плач Ярославны

Кто произносит

Родство с Игорем.

К кому обращается.

Есть ли ответ, реакция.

Настроение.

Почему это центр «Слова».

Организует и направляет дискуссию в нужное русло;

Предлагает прослушать отрывок из оперы и поразмышлять над разными репродукциями;

Организует рефлексию в конце урока;

Предлагает составить синквейн.

^ Описание деятельности детей

Учащиеся

Работают на уроке в двух группах;

Заполняют сводную таблицу и обсуждают полученные результаты;

Формулируют вопросы для обсуждения в классе (1группа – «Плач Ярославны», 2 группа – «Золотое слово Святослава»;

Участвуют в дискуссии; выдвигают и доказывают версии об авторстве «Слова»;

Составляют синквейны;

Рефлексируют собственную деятельность.

^ Что должно появиться в тетрадях учащихся

В тетрадях должны появиться вопросы, составленные учащимися по своему отрывку, заполненная сводная таблица, синквейны о Ярославне и Святославе.

^ Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого, должен использован компьютер)

1. нарисовать обложку к новому изданию «Слова», подготовить комментарий.

^ Некоторые итоги урока

Ученики проанализировали лирический и политический центр «Слова», у них сложилось представление о Ярославне и Святославе. Появилась версия об авторстве «Слова», познакомились с другими версиями.

^ Тема урока: «…за землю Русскую!». Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».

▪ Компьютеры, подключенные к Интернету;

▪ Текст «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева

▪ Распечатанные заготовки кластера (схемы).

^ Отличительные особенности («изюминки») данного урока
«Изюминкой» урока станет использование компьютерной презентации, обсуждение возможных вариантов обложки к новому изданию «Слова».

^ Работа учителя на уроке

Проводит контрольный письменный опрос по основным, уже изученным на предыдущих уроках вопросам (можно сформулировать вопросы самим или использовать вопросы викторины, расположенной по адресу http://old-netler.narod.ru/victorina.htm#_ftn1#_ftn1);

Организует обсуждение вариантов обложек к новому изданию «Слова»;

Помогает закончить кластер (как каждый из героев реализует идею единения);

Предлагает детям составить свое «Золотое слово».

^ Описание деятельности детей

Урок сочетает индивидуальную форму работы и работу в паре (работа по составлению кластера).

На уроке дети

Письменно отвечают на вопросы контрольного опроса, производят самопроверку;

Академик Д.С. Лихачев подчеркивал огромную роль «Слова о полку Игореве» для последующей литературы. Настоящее сообщение посвящено как переводам на русский и другие языки текста «Слова…», так и мотивам и образам, использованным поэтами разных поколений.

Поэтический мир «Слова…», звучность и образность его языка таковы, что врезаются в память каждого внимательно читавшего, особенно, если этот читавший — поэт, то есть человек с повышенной способностью к восприятию. Таким образом, воздействию «Слова о полку Игореве» подвергся язык многих поэтов. Нам известен перевод «Слова…», сделанный Василием Андреевичем Жуковским. Вот отрывок из его произведения «Певец во стане русских воинов»:
…О, радость древних лет, Боян!
Ты, арфой ополченный,
Летал пред строями славян,
И гимн гремел священный.
Петру возник среди снегов
Певец — податель славы;
Честь Задунайскому — Петров;
О камские дубравы…

К тексту «Слова…» обращался и Александр Сергеевич Пушкин. Во многих учебниках предлагается найти сходство между плачем Ярославны и обращением к Солнцу, Месяцу и Ветру королевича Елисея из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Также наблюдается сходство с «Песнью о вещем Олеге».

Кстати — о плаче Ярославны. Во многих учебниках приведены его поэтические переложения, сделанные В. Жуковским, К. Бальмонтом и А. Заболоцким, а вот еще одна интерпретация этого отрывка, созданная другом Жуковского, русским поэтом Иваном Ивановичем Козловым, который должен быть известен своим переводом одного стихотворения Томаса Мура, положенным на музыку и ставшим уже, практически, народной песней («Вечерний звон»):
То не кукушка в роще темной
Кукует рано на заре -
В Путивле плачет Ярославна,
Одна, на городской стене:
«Я покину бор сосновый,
Вдоль Дуная полечу,
И в Каяль-реке бобровый
Я рукав мой обмочу;
Я домчусь к родному стану,
Где кипел кровавый бой,
Князю я обмою рану
На груди его младой…«

А вот стихотворение «Стрибожьи внуки» из цикла «В степи» еще одного известного русского поэта XIX века Аполлона Николаевича Майкова (здесь и название, и эпиграф взяты непосредственно из «Слова…», текст же стихотворения, опираясь на поэтическую реальность древнего памятника, отражает лирические переживания самого поэта).
СТРИБОЖЬИ ВНУКИ

Се ветри, Стрибожьи внуци, веют с моря…
На силы Дажьбожья внука, храбрых русичей…
«Слово о полку Игореве»
Стрибожьи чада! Это вы
Несетесь с шумом над степями,
Почти касаяся крылами
Под ними гнущейся травы?
Чего вам надо? Эти степи
Уже не те, что в дни, когда
Здесь за ордою шла орда,
Неся на Русь пожар и цепи!
Ушел далеко Черный Див
Перед Дажьбожьими сынами,
Им, чадам света, уступив
Свое господство над степями!…

Это патриотическая лирика. Майков здесь радуется торжеству Дажьбожьих внуков (то есть русских) и спокойствию родной страны. Настроение этого стихотворения, хотя оно и опирается на реалии «Слова…», прямо противоположно настроению последнего: там - тревожность и тьма; здесь - спокойствие, свет и радость.

Не только русская литература XIX века испытала на себе влияние «Слова…»; в 1803 году Йозеф Рихтер переводит его на немецкий язык, который тогда был в Европе фактически международным языком науки, а в следующем, 1804 году, Циприан Годебский переводит «Слово…» с немецкого на польский. Правда, Годебский не верит в подлинную древность «Слова…», считая его фальсификатом (подделкой) Мусина-Пушкина. Но уже первый ученый-славист, поляк Йозеф Добровский, получивший в 1809 году из России печатное издание «Слова…», включавшее в себя древнерусский текст и вольный перевод на современный русский, сделанный издателем Шишковым, подтвердил подлинность «Слова…». Получив русское издание «Слова…», Добровский предпринял беспрецедентную акцию: он собрал своих учеников и поручил им сделать сразу три перевода: перевод на немецкий язык был поручен Йозефу Мюллеру, на чешский - Йозефу Юнгману, а на словацкий - С. Рожнаю. Немецкий перевод Мюллера был опубликован уже в 1811 году, а вот два славянских перевода постигла иная судьба: словацкий перевод Рожная был утерян, а перевод Юнгмана очень долго пролежал в рукописи и был опубликован в 32-м году XX столетия. Вацлав Ганка позже перевел «Слово…» на чешский язык. Этот перевод вышел в Праге в 1821 году. Интересно, что Ганка, переводя «Слово…», старался максимально щадить древний текст, изменяя лишь некоторые наиболее непонятные слова. Таким образом, «Слово о полку Игореве» вошло в чешский язык практически без изменений, обогатив его своими словами и выражениями.

Вацлав Ганка адресовал свой перевод не только чехам, но и всем славянам вообще. Он даже сочинил собственный алфавит, сочетающий некоторые особенности латиницы, кириллицы и греческой азбуки и способный передать все возможные славянские звуки. Переводчику казалось, что это облегчит понимание его перевода и русскими и болгарами, пишущими кириллицей, и чехами, словаками и поляками, использующими латиницу, и сербами, хорватами и македонцами, у которых на тот момент еще не было устоявшихся азбук. На деле же ганковский «особенный» алфавит лишь затруднял чтение. Однако, несмотря на это, качество ганковского перевода было высоким. Об этом говорит и то, что к его переводу обращался Август Белевский, переводя «Слово…» на польский, и то, что ганковским переводом пользовался А. С. Пушкин, работая на статьей «Песнь о полку Игореве».

Влияние «Слова…» на славянские литературы трудно переоценить. Чех Юлиус Зейер написал в 1882 году «Песнь о месть за Игоря», подражая поэтике «Слова…». Влияние «Слова…» заметно в поэмах словена Франца Левца «Тугомер», словака Людевита Штура «Святобой», болгарина Райко Жинзифова «Гусляр в соборе», многих польских поэтов: Тофиля Ленартовича, Константа Острогорского, Стефана Жеромского, друга А. С. Пушкина Адама Мицкевича. На поэтику «Слова…» опирался частично и чех Алоис Ирасек при составлении своих «Старинных чешских сказаний». Вот какими словами они начинаются: «Давайте послушаем сказания давних времен. Послушаем о нашем праотце, о предках наших, о том, как пришли они на эту землю и расселились по Лабе, Влтаве и иным рекам нашей родины. Послушаем дошедшие до нас из тьмы веков чудесные предания наших отцов, поклонявшихся богам в тени старых рощ и приносивших жертвы родникам, журчащим в долинах тихих, озерам, рекам и священному огню. Вспомним седую старину…»

Как известно, древнерусский язык был основой для возникновения трех восточнославянских языков: русского, украинского и белорусского. «Слово о полку Игореве», таким образом, является общим памятником трех современных народов, поэтому переводилось оно и на украинский и белорусский языки. В 1857-1859 годах на украинский язык «Слово…» перевел Михаил Максимович.

Обращался к древнему памятнику и классик украинской литературы, основоположник украинского литературного языка Тарас Шевченко. Он сделал два перевода плача Ярославны и перевел отрывок, описывающий бой на Каяле.

На белорусский язык «Слово…» переводил известный белорусский поэт Янка Купала.

Древняя славянская звучность вообще и поэтический строй «Слова…», в частности, практически сформировали поэтику футуристов (модернистского литературного течения начала нашего века), к которым принадлежал и Николай Асеев. Наиболее же яркой среди футуристов фигурой был, безусловно, Велиминр Хлебников. Вот его басня «Бех»:
Знай, есть трава, нужна для мазей.
Она растет по граням грязей.
То есть рассказ о старых князях:
Когда груз лет был меньше стар,
Здесь билась Русь и сто татар.

А вот еще один поэт начала века, не столь известный, не входивший ни в какие объединения и течения, но тоже весьма талантливый. Этот поэт — Эдуард Багрицкий. Эстетика «Слова…» и его не обошла стороной. Вот отрывок из его стихотворения «Славяне»:
…Ярила скрывается в тучах,
Стрибог подымается в высь,
Хохочут в чащобах колючих
Лишь волк да пятнистая рысь…
И желчью сырой опоенный,
Трепещет Перун на столбе.
Безумное сердце тевтона,
Громовник, бросаю тебе…

Работа над стихотворным переложением «Слова…», проделанная в 1938 и 1945 годах Николаем Заболоцким, сказалась и на его дальнейшей поэтической деятельности. В 1958 году Заболоцкий пишет поэму «Рубрук в Монголии», о французском монахе, пытавшемся обратить монголов в католическую веру. Видимо, грандиозность замысла и, так сказать «географическая» близость места действия будят в душе поэта некоторые ассоциации… Так или нет, но и в «Рубруке» мы находим отголоски мотивов «Слова…»:
…А он сквозь Русь спешил упрямо,
Через пожарища и тьму,
И перед ним вставала драма
Народа, чуждого ему. [Батыю]

Совершенно по-новому зазвучали переложения «Слова…» в дни Великой Отечественной войны. Снова на русской земле был враг, и поэтому образы «Слова…» были актуальны, как в дни его создания. Вот стихотворение Людмилы Татьяничевой «Ярославна», написанное в 1943 году:
…Снова ветер гудит, неспокоен,
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне.
Труден путь твой, суровый и бранный,
Но нетленной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь.

Как видим, поэтесса отождествляет себя с Ярославной, тем самым подчеркивая не только судьбу жены воина, но и ее творческое начало, о чем говорит в своем исследовании автора «Слова…» В. И. Попков.

Материалы региональной конференции молодых исследователей «Уроки Дмитрия Сергеевича Лихачева». Тамбов, 28 ноября 2006 г.

Одно из древнейших памятников русской письменности “Слово о полку Игореве” - и кусочек нашей истории, и поэтическое сказание о наших предках живших в 12 веке…

“Слово” рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах 12 века в связи с участившимися половецкими набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь

Причерноморских степей.

Игорь в этом походе не участвовал, так как был болен, и совершил свой поход через год (1185 г.). Князь пошел на половцев ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли Игоря в плен. Игорь, по существу, сам “отворил ворота” кочевникам на Русь.

“Слово” состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь: поэт), а который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель “Слова” стремится рассказать людям суровую правду. Первая часть “Слова” - рассказ о походе Игоря. Вторая

Часть “Слова” переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: “Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим”. Великое горе принес их необдуманный поход.

Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.

Третья часть “Слова” рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу.

Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский - смелый, неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Это благородный человек. Воинская честь и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен. Его отважный брат Всеволод, сражающийся как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами Игоря и Всеволода, он осуждает их за легкомыслие и жажду славы. Но он и сочувствует Игорю, который нужен отечеству. “Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле без Игоря”. Большая роль в поэме отводится собирательному образу дружины. Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину “русским золотом”, автор укоряет Игоря за то, что он погубил это “богатство”. Но заканчивается поэма провозглашением славы Игорю, понявшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку.

Обаятельна жена Игоря - Ярославна. В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастье и любовь нарушились ужасами войны.

Есть в поэме еще один образ. Это величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в “Слове”, соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии.

Безупречен положительный герой “Слова” - киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы с врагом. Все произведение проникнуто идеей государственного единства русской земли.

Бархатова Людмила Павловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Алмалинская СОШ».
Название предмета: литература
Класс: 9
УМК:
1. 1.«Программа общеобразовательных учреждений. Литература». Под редакцией
В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.
2. Учебник:
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В
2 частях, М., Просвещение 2014 год.
4. Методическая литература:
5.
­ Беленький Г.И.. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 1996 год
6.
7.
­ Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы.
Книга для учителя. Просвещение, 2008 год
­ Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник­
практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М.,
1997.

­ Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические
советы. М., Просвещение, 2003 год
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч.
Место урока в системе уроков по теме: 3
Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за
свою Родину.
Задачи урока:


учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по
заданной теме;
прививать интерес к культуре Родины;



обучение монологической и диалогической речи,
подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению.
Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы,
подготовиться к домашнему сочинению
Тех.обеспечение урока: компьютерная презентация.
Содержание урока:
Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.
Содержание урока:
Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.
Ход урока:
I .ВЫЗОВ.
Контрольный письменный опрос. Слайд №2.
­Какие исторические события легли в основу «Слова»?
­Назовите автора «Слова».
­Кем и когда было найдено «Слово»?
­Что является политическим центром «Слова»?
­Что является лирическим центром «Слова»?
­Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?
­Какие художники оставили репродукции к «Слову»?
­Чьи переводы «Слова» вы знаете?
­С какой птицей сравнивает себя Ярославна?
­Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?
­Определите жанр «Слова».
­Какова идея «Слова»?
2.Сообщение темы, постановка целей.
3.Актуализация знаний.

Учитель: Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать
человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого
в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство
великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой
замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве», написанное
неизвестным автором. Сегодняшний урок – наш последний разговор на эту тему,
подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву».
4.Аналитическая беседа. Слайд №3.
1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу?
2)Но «Слово» ­ это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи, а чем же интересен XII
век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? (сообщение уч­ся о культуре XII века,
учебник, страницы 35­36 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени»)
3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о
героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся
назад, зачем нам память о прошлом?
4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси? (Память о прошлом, знание
прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и
подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского
народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу. И совсем не странно, что
интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей
стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что первые 20 томов Трудов отдела
древнерусской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды –
в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в
Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии.)
5)Какие страницы (картины) «Слова» вас поразили больше всего? (затмение и воля Игоря,
гибель его брата, плач Земли русской, его побег и радость Родины)
6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах «Слова…»: плен Игоря и
плач Ярославны. слайд № 4
Сообщение ученика: ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ
(03.04.1151­29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя
Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.
В 1180­98 княжил в Новгороде­Северском, в 1198­1202 владел Черниговским
княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он
вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить
половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный
город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а
сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского
князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.
Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с
болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития
совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало
зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с

другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой
своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а
мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание.
Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли
одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является
автором “Слова о полку Игореве”. О. М. Рапов.
Слушание арии Игоря.
а) заслушать арию Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет
отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье
знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной
славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором
стал я земли родной. Смерть, постыдный плен – Вот удел отныне мой… А мысль,
что все меня клеймят?
Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь
свою и славу, Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ.
7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как
это показано? (музыкой, словами, сменой тональности и темпа музыки)
8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О
чем он сожалеет?
9) «И нет исхода мне! Ох, тяжко, тяжко мне! Тяжко сознанье бессилья моего!» ­
последние слова арии. Как вы их понимаете?(Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону
великого или «копие приломите конец поля Половецкого», прогнал благое время. И
застонал Киев от горя, а Чернигов – от набегов.)
10)Отчего же нам все­таки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу? Что главное в его
монологе: дайте свободу, чтобы искупить личный позор?
Слайд №5.
11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика,
современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821
году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова». Перевод
«Слова» (1825 год), а именно «Плача Ярославны» он посвятил княгине Зинаиде
Александровне Волконской.
12) «Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси (как жанр) и чем интересен плач
самой Ярославны?
10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах. Что между ними общего? Есть ли
различие? Плач Ярославны – это плач, горе только самой Ярославны?
(горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на войну выполнять
тяжкий, но почетный долг – защищать родину от супостата.)

Великие произведения литературы никогда не утрачи-вают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведе-ний является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву на-зывают уникальным произведением. Эта уникальность зак-лючается, прежде всего, в сочетании исторической прав-ды с высокой художественной образностью.

Уникальность «Слова» и в гармоничном содержании. В поэме нет ничего лишнего, второстепенного. В ней каж-дый образ, каждый символ, каждая сцена и каждая фраза имеют определенную завершенность и обладают важным смыслом. В поэме присутствуют образы княжеской дружины и русского народа, Родины и идеального правителя. В ней широко представлены фольклорная стихия и феодальная символика. Но особенно богато поэма насыщена образами и символами природы. Неслучайно многие исследователи говорят о «Слове» как о лирическом произведении. Образы и символы природы одухотворяют поэму, наполняют ее богатой звуковой и цветовой палитрой. Автор соединяет человека и природу в едином пространстве, делает их вза-имозависимыми. Перенесение человеческих свойств на при-роду, а природных свойств на человека помогает ему со-здать живописную картину событий, раскрыть духовный мир современника.

Следуя за авторским описанием природы, «Слово о пол-ку Игореве» можно условно разделить на две части. В пер-вой из них рассказывается о походе русского войска под началом князя Игоря в «поле незнаемое». Вторая часть содержит рассказ о последствиях этого похода и обраще-ние к русским князьям с призывом оставить крамолы и объединиться перед лицом общей беды. И в первой, и во второй части образы и символы природы занимают значительное место. В каждой части они играют особую роль. Природа Русской земли целиком и полностью нахо-дится на стороне русских воинов. Она различными спосо-бами и проявлениями старается предупредить князя Иго-ря, оградить русское войско от неминуемой погибели.

В самом начале похода князь Игорь получает от при-роды грозное предзнаменование в виде солнечного затме-ния: «Тогда Игорь глянул на светлое солнце и увидел вои-нов своих тьмою прикрытых». Но как нет согласия в отно-шениях между людьми, так нет его и в отношениях человека и природы. Князь Игорь игнорирует природное знамение, потому что «ум князя уступил желанию».

Природа остается верной человеку. Она не оставляет тщетных попыток предупредить русских воинов, оградить их от неизбежной опасности. По воле автора природа ста-новится одним из действующих лиц поэмы. В своих неис-числимых проявлениях она пытается задержать Игоря и его войско, не дать им удалиться за пределы Русской земли. Предгрозовыми стонами и звериным свистом у са-мой границы Русской земли с Полем половецким природа будто в последний раз умоляет князя Игоря отказаться от совершения опрометчивого поступка. Но «Игорь к Дону воинов ведет!». Русская земля оказывается за погранич-ным холмом, и природа уже не в силах повлиять на по-ступки людей, изменить предначертанное судьбой. Она как бы теряет свою охранительную силу.

Подобная потеря приводит к резкой перемене в приро-де. В своих проявлениях она становится настороженно-тревожной. Она уже не предупреждает. Теперь Игоря и его войско «подстерегают птицы по дубам; волки грозу поды-мают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты». Природа, таким об-разом, обладает предвидением будущего. Русские полки еще только вступили на «землю незнаемую», а природа во всех своих проявлениях уже готовится увидеть их бес-славный конец. Перемены в природе приводят к измене-нию световой гаммы: «Заря свет уронила, мгла поля при-крыла». Удаление в пределы «земли незнаемой» приводит к тому, что «щекот соловьиный уснул, говор галок пробу-дился».

В первой стычке с половцами войско Игоря одерживает легкую победу. Воодушевленные успехом, русские начи-нают преследовать противника. И только природа не вы-ражает своего восторга по этому поводу. Теперь она как будто совершенно безразлична к судьбе Игоря и его войс-ка: «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». И среди этого обилия траурных тонов всплы-вает беспомощное восклицание, подчеркивающее необра-тимость событий: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

Грубое пренебрежение сочувственным поведением при-роды оборачивается тем, что природа направляет свою силу против Игоря и его войска: «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает». Даже солнце, которое перед началом похода явило Игорю свое знамение, перестает быть снисходительным к русскому войску. Лишь когда исход битвы стал очевиден, природа сменяет свои грозные проявления на сочувствие: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклони-лось». Материал с сайта

Автор прибегает к использованию образов и символов природы и во второй части поэмы. Например, при обра-щении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности. Тем самым он призыва-ет их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь все русские князья имели одного предка — леген-дарного Рюрика, а их родовым символом был сокол.

Относительная гармония в отношениях между челове-ком и природой устанавливается лишь после побега князя Игоря из плена. Природа как бы прощает людей за безрас-судство. Своего рода покаянием перед природой звучат слова князя, обращенные к реке Донец.

Художественные образы природы в «Слове о полку Иго-реве» имеют объединяющее значение. Обращение к ним позволяет автору более полно и точно выразить свой при-зыв к единству. От начала и до конца поэма проникнута одухотворением и одушевлением природы. Подражая на-родной поэзии, автор соединяет человека и природу, наде-ляет их тесными родственными узами. Он стирает резкую грань между ними и тем самым показывает, что человек может быть силен природой, а природа мудра человеком. Их нельзя разделить, потому что они вечны и необходимы друг другу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое сообщение о древнерусской литературе
  • актуальность поэмы слово о полку игореве в наши дни
  • художественные мир слова о полку игореве сочинение
  • кто главный герой слова о полку игореве