Внутренняя политика Франции в конце XIX-начале XX века. Экономическое развитие Франции в XIX-начале XX века

До сентября 1944 г. почти всю территорию Франции был освобожден от немецкой оккупации франко-англо-американскими войсками и внутренними силами Сопротивления. Большую роль в антифашистской борьбе сыграл Французский комитет национального освобождения, преобразованный 30 августа 1944 г. на Временное правительство Французской Республики, которое возглавил генерал Шарль де Голль. Временное правительство начало восстановление государственного суверенитета и экономики страны в чрезвычайно сложных условиях послевоенной разрухи. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного - до 60 % довоенного уровня. Правительство де Гол-ля осуществил национализацию угольной, газовой, электротехнической промышленности, ряда крупных банков; в социальной сфере осуществил мероприятия по защите малоимущих, повышение заработной платы и пенсий. В октябре 1945 г. были проведены выборы в Учредительное собрание, которые должны были разработать новую конституцию. Наибольшее количество депутатских мест в Учредительном собрании получили представители Французской коммунистической партии (ФКП), Социалистической партии (СФИО) и католической партии "Народно-республиканское движение" (МРП). В коалиционном правительстве (коммунисты имели пять министерских портфелей) шла острая борьба относительно государственного устройства страны. Де Голль, не найдя общего языка с коммунистическо-социалистическим большинством, в начале 1946 г. ушел в отставку. В декабре 1946 г. была принята новая Конституция Франции - началась 12-летняя история Четвертой республики. Конституция устанавливала всеобщее право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция провозглашалась парламентской республикой. Главную роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, который имел ограниченные права.

Все правительства Четвертой республики были коалиционными и слабыми: за 12 лет - 14 правительств. Весной 1947 г. из правительства были выведены министры-коммунисты, которые нарушили правительственную солидарность. Оказавшись вне правительства, коммунисты взяли курс на дестабилизацию положения в стране и захвата власти. Социалистическая партия разорвала союз с коммунистами и перешла к сотрудничеству с МРП и радикалами. Возникла новая правительственная коалиция, известная под названием "третьей силы" (действовал до 1951г.). В первой половине 50-х годов в политической борьбе усиливается роль Объединения французского народа (РПФ), созданного по инициативе де Голля. В то время во Франции формировались правоцентристские правительства, куда социалисты не входили.

С конца 40-х годов во Франции начинается экономический подъем. 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень; 1956 г. объем промышленной продукции в 2 раза превысил довоенный уровень. В середине 50-х годов современные отрасли промышленности Франции (топливно-энергетическую, металлургическую, машиностроительную, химическую, радиоэлектронику) охватила научно-техническая революция.

Во внешней политике Франция сделала ставку на интеграцию западноевропейских стран и сохранения колониальной империи. 1948 г. Франция выступила с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом співініціатором в создании Западного союза для сотрудничества в экономической, социальной и военно-политической сферах. В этом же году Франция присоединилась к плану Маршалла, согласно которому получила помощь в размере более 3 млрд долл. 1949 г. государство вступила в Североатлантический пакт (НАТО). 1951 г. Франция подписала с ФРГ, Германией,

Бельгией. Люксембургом и Голландией договор о Европейском объединении угля и стали, что стало началом создания Общего рынка (1957 г.).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946-1954). Франция была вынуждена предоставить 1954 г. независимость Лаоса и Камбоджи, 1956 г. - Марокко и Туниса. Однако наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956-1962). Здесь проживало более 1 млн французов, которые владели самыми плодородными землями Средиземноморского побережья Алжира. В Алжире образовался реакционный союз армейской верхушки и колониалистов, которые ради сохранения колонии были готовы распространить военный конфликт на территорию Франции; здесь готовился государственный переворот в Париже. В мае 1958 г. эти силы организовали мятеж в Алжире и создали Комитет национального спасения. Они требовали установления во Франции сильной власти и усиление борьбы против алжирского освободительного движения. Страна вступила в политический кризис. 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило главой правительства генерала де Голля, который получил чрезвычайные полномочия. Национальное собрание были распущены, а Четвертая республика перестала существовать.

В сентябре 1958 г. на референдуме французы одобрили новую Конституцию, разработанную де Голлем. Конституция предусматривала смену формы государственного правления. Франция становилась президентской республикой. Президент, который избирался на 7 лет всеобщими выборами, имел полномочия главы государства, главы исполнительной власти и главнокомандующего вооруженных сил; он назначал премьер-министра и лиц на высшие государственные и военные должности. Президент утверждал законы, которые принимались парламентом, но мог выдавать собственные декреты без утверждения парламентом. Он мог распускать парламент и назначать новые выборы. В ноябре 1958 года. были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Союз в защиту новой республики, созданный сторонниками де Голля. В декабре этого года де Голль был избран первым президентом Пятой республики.

Во внутренней политике правительство взяло курс на стабилизацию финансовой системы и повышение конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства. В 60-е годы усиливается модернизация французской экономики. За первые 10 лет существования Пятой республики, с 1958 до 1968 г., производство промышленной продукции возросло на 60%. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. 1960 г. Франция впервые осуществила испытания собственного ядерного оружия.

самой острой проблемой внешней политики Пятой республики оставалась война в Алжире. 1959 г. де Голль признал право алжирского народа на самоопределение (1960 г. он предоставил независимость почти всем африканским колониям). В Алжире французские офицеры подняли мятеж и здійсвали террористические акты внутри Франции. Мятеж был подавлен и 1962 г. Алжир стал независимым. Правительство де Голля проводил более независимую от США политику в НАТО: 1964 г. признал коммунистический Китай; 1966 г. вышел из военной организации НАТО, ликвидировал военные базы НАТО на территории Франции; в 1969 г. признает границу по Одре - Ней-се; отрицательно относился к американской агрессии во Вьетнаме.

в Конце 60-х годов в развитии Пятой республики оказывается кризис. Французский бизнес считал обременительным жесткую регламентацию государства. Профсоюзы пытались избавиться от чрезмерной опеки государства над трудовыми отношениями. Широкие массы были недовольны социально-экономической политикой правительства. Острейшим проявлением такого недовольства стали массовые выступления студентов в Париже в мае 1968 г. Одновременно состоялась всеобщая забастовка, в котором участвовало 10 млн рабочих. Власть и авторитет де Голля значительно пошатнулись. В апреле 1969 г. на референдуме по вопросам административной реформы предложения де Голля не получили поддержки, он ушел в отставку. На выборах, которые состоялись в июне, новым президентом был избран представитель гол-нацио партии Жоржа Помпиду (1969-1974). Правительство Же. Помпе-ду, учитывая настроения масс, ослабил государственную регламентацию экономики, расширил социальное законодательство. Улучшились отношения с США. После смерти Помпиду президентом был избран Валери Жіскар эстена (1974-1981), который продолжил политический курс своего предшественника.

1981 г. в условиях острого экономического кризиса к власти во Франции пришел блок левых партий. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран. Правительство, сформированное левыми силами, пытался выйти Из кризиса не за счет ограничения государственного вмешательства, как в Великобритании и США, а благодаря его дальнейшему распространению. Было осуществлено национализации ряда крупных банков и некоторых промышленных предприятий, расширены социальные программы, приняты законы о правах трудящихся, профсоюзов. Все это привело к усилению инфляции, падение курса франка. А введение государственного контроля за ценами и заработной платой вызвало лишь массовое недовольство. На парламентских выборах 1986 г. левые потерпели поражение. Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жака Ширака. Впервые в истории Пятой республики президент и премьер-министр оказались в разных политических блоках. Правительство Же. Ширака пошел путем, проложенным М. Тэтчер, денаціоналізував отдельные промышленные группы и банки, ослабил государственное регулирование бизнеса, сократил социальные расходы. 1988 г. Ф. Мит-теран вновь одержал победу на президентских выборах. Но на парламентских выборах 1993 г. правые партии получили абсолютное большинство мест. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Е. Балладюра. Новое правительство возобновило приватизацию, начатую в конце 80-х годов Же. Шираком, и продал основную часть финансовых и промышленных компаний, находившихся еще в государственном секторе. В частные руки перешли 20 крупных банков, авиационных и нефтеперерабатывающих заводов, в том числе такие широкоизвестные, как фирма "Рено", банк "Лионский кредит", химический концерн "Рон-Пуленк" и тому подобное. В государственном секторе остались железные дороги, метро, электростанции, почта, несколько угольных шахт. Важным компонентом внутренней политики Е. Балладюра стали меры, направленные на ограничение иммиграции. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране стала нормализоваться, ускорились темпы промышленного производства, уменьшилась инфляция, затормозился рост безработицы. Е. Балладюр стал во Франции чрезвычайно популярным политиком. В мае 1995 г. на президентских выборах в острой борьбе победу одержал Жак Ширак (в 2002 г. переизбран президентом на второй срок). Тяжело больной Ф. Миттеран умер в январе 1996 г.

Во внутренней политике президент Же. Ширак и премьер-министр Ален Жюппе провозгласили сокращение бюджетного дефицита, получения инфляции и вступление Франции в Европейский валютный союз в 1999 г. Они стали на путь сокращения расходов на социальное обеспечение и содержание государственного аппарата, а также повышение некоторых налогов. Все эти правительственные решения вызвали острое недовольство в обществе. Осенью 1995 г. Францию охватила волна забастовок и массовых акций протеста против экономических реформ правительства. Еще больше обострило ситуацию решение правительства о реорганизации национальной компании железных дорог (частичная приватизация ряда железнодорожных веток и сокращение рабочих мест), общий долг которого перед государством составил 175 млрд франков. Первыми в борьбу за сохранение своих социальных прав вступили железнодорожники. Вскоре их поддержали работники столичного метро, энергетики, почтовики, работники системы здравоохранения, а также учащиеся лицеев и студенты, которые требовали увеличения ассигнований на образование и создание новых рабочих мест. Под давлением общественности правительство Жюппе был вынужден приостановить реформы и вступить в переговоры с профсоюзами по их коррекции.

Эхо забастовок 1995 г. сказалось на внеочередных выборах в национальное собрание в мае - июне 1997 г. - правые проиграли. В парламенте левые (социалисты, коммунисты и др.), объединив усилия, смогли образовать правительственное большинство. В ситуации Же. Ширак так же, как в свое время Ф. Миттеран, применил тактику "сосуществования" и назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена. В правительстве социалисты заняли 18 из 27 министерских должностей. Коммунисты после 13-летней оппозиции также вошли в состав правительства; 8 министерских должностей заняли женщины. Л. Жоспен предложил французам "Республиканский пакт развития и солидарности", который предусматривал закрепление равенства мужчин и женщин, смягчение иммиграционного законодательства, гарантии независимости суда, обеспечения свободы информации. Используя методы государственного регулирования, правительства Л. Жоспена удалось снизить дефицит государственного бюджета и уменьшить налоги, что способствовало росту промышленного производства с 1,7 % в 1996 г. до 6,7 % в 1997 г. Ускорились темпы экономического развития, темпы роста ВВП составляли 3 %, инфляция не превышала 1 %, дефицит государственного бюджета был доведен до З % ВВП. Успехи экономической политики дали возможность правительству и местным органам власти увеличить количество рабочих мест в государственном секторе, где занято 24 % трудоспособного населения, снизить безработицу. В стране начался постепенный переход к 35-годинно-го рабочей недели, который закончился в 2000 г. Правительство в 1997 г. отменил обязательную воинскую повинность, повысил минимальную зарплату. В сентябре 2000 г. во Франции состоялся референдум о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет. 73 % его участников высказались за пятилетний срок. На протяжении многих десятилетий актуальным для французского руководства оставалось "корсиканское вопрос". В январе 2002 г. президент Франции утвердил закон о статусе Корсики, который оказывал ей до 2004 года. дополнительные полномочия в сфере экономики, социальной политики и культуры. Корсика оставалась неотъемлемой частью Франции.

В апреле - мае 2002 г. состоялись президентские выборы. Сенсацией этих выборов стало то, что в первом туре на второе место после Же. Ширака вышел лидер крайне правой партии Национальный фронт Ж.-Л. Ле Пен. Во втором туре президентских выборов социалисты призывали отдать голоса за Же. Ширака, который получил 82,2 % голосов, а Ле Пен - 17,8 %. Ширак во второй раз стал президентом Франции, правда, теперь уже на 5 - летний срок. Во время парламентских выборов в июне 2002 г. правая коалиция "Союз за президентское большинство" получила 355 мест из 577. Социалисты завоевали 140 депутатских мандатов. Новое правительство возглавил представитель коалиционной партии "Либеральная демократия" Пьер Раффарен. В XXI ст. Франция вступила как высокоразвитая индустриальная держава, занимает 4-е место в списке самых богатых государств мира, полноправный субъект европейского и мирового сообщества, средоточие многих демократических традиций. Но до президентских и парламентских выборов в 2007 г. Франция подошла с рядом нерешенных экономических проблем. С одной стороны, плановая, централизованная, чрезмерно зарегулирована, с высокой степенью социальной защиты и чрезмерным государственным сектором экономика много лет обеспечивала французам приличный уровень материального благосостояния. С другой - Франция по величине ВВП на одного человека сместилась за последние 25 лет с 7-го места в мире на 17-том. Даже в сфере здравоохранения и социального обеспечения, которые являются приоритетными для каждого французского правительства, страна опустилась с 8-го места в мире на 16-том. Наиболее болезненными вопросами для французской экономики остается хронически высокая безработица (10 %, а среди молодежи и "цветных" - 20 %) и уровень государственной задолженности (66 % ВВП), что в пять раз больше, чем в 1980 г. Тяжелым бременем для французской экономики стал государственный аппарат, на который тратится 54 % ВВП. Только за последние 20 лет армия государственных служащих возросла на 20 % и достигла 5 млн человек.

На президентских выборах в апреле - мае 2007 г. победу одержал представитель правоконсервативних сил, министр внутренних дел 52-летний Николя Саркози, который обошел социалистку С. Руаяль. Правительство Франции возглавил Франсуа Фийон. Экономическая программа Н. Саркози направлена на помощь и защиту интересов состоятельных классов и усиления их социально-экономических позиций в ущерб нуждающимся слоям населения. Программа предусматривает уменьшение налогов на недвижимость и предоставления более налоговых льгот крупным предприятиям и высшим социальным слоям общества. Н. Саркози поставил цель увеличить налог на добавленную стоимость, увеличить 35-часовую рабочую неделю (заработная плата за внеурочную работу не будет облагаться налогом), уменьшить пособия по безработице и сократить социальные льготы, создать министерство иммиграции и тому подобное. С 2008 г. главной проблемой Саркози стало преодоление экономического кризиса.

Внешнеполитические приоритеты Франции формировались под влиянием событий на рубеже 80-90-х годов на международной арене, которые существенно изменили геополитическую ситуацию в Европе и всем мире. Главное внимание Франция уделяла ускорению процесса западноевропейской интеграции. В 1990 г. в г. Шенген (Люксембург) Франция вместе с другими участниками Общего рынка подписали соглашение о свободном перемещении лиц, товаров и услуг, которая вступила в силу в 1995 г. На совещании представителей глав государств и правительств 12 государств - членов Европейских сообществ в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды), было принято 2 документа: Договор о Европейском Союзе и Заключительный акт о валютно-финансовый союз. В феврале 1992 г. состоялось подписание этих актов, что ознаменовало создание единого политического, экономического и валютного союза государств с населением 350 млн человек. Поскольку Маастрихтские соглашения ограничивали суверенитет Франции, они вызвали волну протестов и споров. В сентябре 1992 г. состоялся референдум, на котором 51 % французов, принявших в нем участие одобрили Маастрихтский трактат. После этого он был ратифицирован Национальным собранием и вступил в силу. В октябре 1997 г. Франция вместе с другими странами ЕС подписала Амстердамский договор, который расширил полномочия наднациональных руководящих органов ЕС.

Президент Ширак демонстрировал склонность обеспечивать внешнеполитический курс Франции "с собственным лицом". В сентябре 1995 г. Франция возобновила вопреки международным протестам испытания ядерного оружия (до января 1996 г. было проведено 8 ядерных взрывов). Франция стремится играть ведущую роль в европейских экономических и военно-политических структурах. С января 1996 г. она возобновила присутствие в Военном комитете НАТО. Одновременно ее руководство поставило перед Вашингтоном вопрос о замене командующего Южного крыла НАТО европейцем. Франция и США имеют различия практически из всех международных проблем: о роли обеих стран в НАТО, деятельности ООН, значение ОБСЕ, мирного процесса на Ближнем Востоке и тому подобное.

В январе 1991 г. войска Франции в составе военной коалиции под руководством США принимали участие в войне против Ирака, который оккупировал Кувейт. Летом 1999 г. Франция участвовала в операции НАТО против Югославии в Косово. Военная кампания США против Ирака началась в марте 2003 г., подверглась резкой критике со стороны Франции и Германии. Даже Н. Саркози, избранный президентом Франции в 2007 г., несмотря на большую привязанность к Соединенным Штатам, считает войну в Ираке американской ошибкой. В течение 1990-х - начале 2000-х годов Франция вместе с Германией активно поддерживали идею выработки общей политики Евросоюза в сфере обороны и безопасности, что повлекло беспокойство и неоднозначную реакцию США. Франция активно поддерживает расширение НАТО на восток.

После распада СССР и социалистического лагеря Франция активизировала свою политику в отношении стран Восточной Европы. 24 января 1992 г. Франция признала независимость Украины, в апреле были установлены дипломатические отношения между двумя странами, а вскоре подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Францией и Украиной (ратифицирован Национальной ассамблеей Франции лишь в феврале 1996 г.). В отношениях двух стран наблюдается устойчивая тенденция к росту уровня экономических отношений, активизации политико-дипломатического диалога.

В развитии отношений Франции с независимой Украиной можно выделить четыре последовательные этапы:

1992-1996 гг. - начальный этап французско-украинских отношений, установление дипломатических контактов и закладки договорно-правовых рамок сотрудничества;

1997-1999 гг. - активизация украинского вектора внешней политики Франции, преобразования евроинтеграционной тематики на основной политический объект двусторонних отношений; Франция активно способствовала налаживанию прочного сотрудничества и особого партнерства между Украиной и НАТО. Во время официального визита во Францию президента Украины Л. Кучмы в январе 1997 г. было создано Смешанную межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству. Этапным событием на пути развития украинско-французских отношений стал первый визит президента Франции. Ширака в Украину в сентябре 1998 г. Провозглашения Украиной курса на интеграцию в Ев-росоюзу способствовало интенсификации отношений с Францией. Франция активно способствовала разработке и принятию на саммите Евросоюза в Хельсинки в декабре 1999 г. совместной стратегии ЕС относительно Украины, в которой за французского содействие было внесено положение о признании европейских устремлений Украины и ее европейского выбора;

2000-2004 гг. - снижение динамики французско-украинских отношений, которое связано с противоречиями внутри - и внешнеполитической ситуации в Украине;

С 2005 г. начался качественно новый этап в отношениях Франции с Украиной, импульсом чему послужили события Оранжевой революции и избрания Президентом Украины. Ющенко.

Приход к власти во Франции в 2007 г. президента Н. Саркози обозначил существенное изменение в политике Франции в отношении государств Цент-рально-Восточной Европы и, в частности, относительно Украины. Стоит отметить большое увлечение нового французского лидера событиями Оранжевой революции во время его визита в Киев в роли министра в феврале 2005 г. Более того, в его программной предвыборной речи содержался тезис о возможности "объединения (Европейского) континента вплоть до Киева".

В Первую Мировую войну французские войска и армия понесли большие потери, северо-восток Франции был превращен в развалины, но несмотря на это Франция обрела европейскую власть. Начиная с 1919 года целью Франции было держать Германию как можно дальше от своей территории, была разработана система пограничной обороны и союзов. Но, к сожалению этого было недостаточно, и 10 мая 1940 года в начале Второй Мировой войны, нацисты атаковали и оккупировали Париж, итальянцы вступили с немецкими войсками. 10 июля 1940 года было создано правительство Виши (фр. Vichy Government). В августе 1944 года Франция, наконец, была освобождена войсками союзниками, и было создано временное правительство Шарля де Голля (фр. Charles de Gaulle). Четвертая республика образовалась 24 декабря 1946 года. Франция вступила в НАТО.

Но в Мае 1968 года многие бурные студенческие протесты и забастовки работников завода подорвали правительство Шарля де Голля. На следующий год политика де Голля была изменена его преемником Жоржем Помпиду (фр. Georges Pompidou) на политику невмешательства по отношению к внутренним экономическим вопросам. Консервативный, про бизнес-климат способствовал выбору Валери Жискара д"Эстена (фр. Valery Giscard d"Estaing) в качестве президента в 1974 году.

На президентских выборах 1981 года победил социалист Франсуа Миттеран (фр. Francois Mitterrand). В первые два года правительства образовалась 12% инфляция и девальвация франка. В 1995 году избран новый президент Жак Ширак (фр. Jacques Chirac). Французские лидеры все чаще связывают будущее Франции для дальнейшего развития Европейского союза. Франция является одним из партнеров-основателей Европейского союза, а также крупнейшим участком всех партнеров. За срок пребывания в качестве президента, Миттеран подчеркивал важность европейской интеграции и выступал за ратификацию Маастрихтского договора (фр. Maastricht Treaty) на европейском экономическом и политическом союзе с французскими избирателями узко утвержденного в сентябре 1992 года.

Франция является развитой страной с шестой по величине экономикой в мире. Ее основные идеалы выражены в Декларации о правах человека и гражданина. Франция также является членом-основателем Организации Объединенных Наций и членом Латинского союза, стран французского языка и большой восьмерки. Франция входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обладая правом вето, а также являясь признанной ядерной державой. Она считается одной из великих держав после Второй мировой войны. Франция является наиболее популярным международным туристическим объектом в мире, которую посещает ежегодно свыше 75 миллионов иностранных туристов.

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран .

С 17 мая 1995 президентом Республики стал Жак Ширак . Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учёбы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.

Выборы 1997 года . Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые ещё не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42 % голосов избирателей, а ОПР и СФД -- 36,2 %. За социалистов проголосовало более 25 % избирателей, за коммунистов -- немногим менее 10 %. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15 % голосов -- самый лучший результат в его истории, -- но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошёл лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте. политический франция ширак миттеран

В сложившейся обстановке Ширак, -- по примеру Миттерана, -- использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодёжи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4 % в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объём промышленного производства на 55 % превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского союза и Североатлантического пакта . С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») -- сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН .

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей -- почти 70 % из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.

Выборы в мае 2007 года принесли во втором туре победу лидеру голлистской партии, экс-министру внутренних дел (2002--2007)Николя Саркози .

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

С падением французского короля Людовика XVI в результате , во Франции началась эпоха республик. В ХХ век Франция вошла в период действия Третьей республики. В это время во Франции часто менялись кабинеты министров и нарастал внутренний конфликт с католической церковью. С 1905 г. процесс отделения церкви от государства стал необратимым. Внутренние экономические и социальные проблемы захватили внимание французского руководства, вплоть до начала Первой Мировой войны.

Внимание к внешнеполитическим проблемам проявил новый президент республики Раймон Пуанкаре с 1913 г. Он вел курс на союз с Россией. Несмотря на предпринятые усилия, война стала неожиданностью для всех европейских государств. Франция стойко перенесла тяготы войны, а с вступлением в войну США и наступлением России, смогла провести кампанию по освобождению своих территорий.

После окончания войны экономика Франции представляла собой руину. Надежды на репарации из Германии не оправдались. Франция скатывалась к экономическому кризису, который не преминул разразиться в 1930-х г.г. Только благодаря правительству Леона Блюма страна не скатилась в бездну. Приход к власти Гитлера заставил французов всерьез заняться внешней политикой. В 1935 г. Пьер Лаваль заключает пакт о взаимопомощи с СССР.

Правительство Франции совершило большую ошибку, дав согласие на разделение Чехословакии, после отторжения нацистами в 1938 г. Судетской области. Следуя примеру Чемберлена, Даладье осудил вторжение Германии в Польшу. Связанная договором с Польшей, Франция вступила во Вторую Мировую войну. В мае 1940 г. Германия за 6 недель разгромила войска французов, бельгийцев и голландцев.

22 июня 1940 г. генерал Шарль де Голль призвал французов к сопротивлению. Сначала вялотекущее, Сопротивление усилилось и действовало весь период оккупации, вплоть до высадки союзных войск в Нормандии и Ривьере в июне-августе 1944 г.

Прекратившая существование Третья республика, стала основой для возникновения Четвертой республики на основе братства, экономического равноправия и свободы личности. Учредительное Собрание 1946 г. приняло конституцию Четвертой республики.

С 1947 г. принят план Маршалла для реконструкции европейской промышленности с перспективой интеграции стран Европы. С началом Холодной войны и созданием блока НАТО, на плечи французской экономики лег непомерный груз. С 1954 по 1957 г.г. последовали массовые беспорядки

Правительство было вынуждено передать чрезвычайные полномочия генералу де Голлю, как единственному авторитету, способному спасти Францию от кровопролития. 2 июня 1958 г. Четвертая республика прекратила свое существование.

С образованием Пятой республики и принятием конституции, президентом Франции стал Шарль де Голль. Он был президентом до 1969 г. Это время было сложным для Франции. Окончательно развалилась колониальная система, разразился государственный кризис в результате обострения социальных и экономических противоречий и массовых волнений молодежи в 1968 г. Следующим президентами Пятой республики стали:

  • Жорж Помпиду с 1969 по 1974 г.г.
  • Валери Жискар де Стен с 1974 по 1981 г.г.
  • Франсуа Миттеран с 1981 по 1995 г.г.
  • Жак Ширак с 1995 по 2007 г.г.
  • Николя Саркози с 2007 по 2012 г.
  • Франсуа Олланд с 2012 г.

Современная Франция входит в состав Европейского Союза, с 1 января 1999 г. была введена в обращение новая европейская валюта – Евро.

Французское государство в XX – начале XXI вв.

Политический режим Третьей республики в XX в. Франция вступила в XX век со стабильной республиканской формой правления, но нестабильной политической системой. Хотя Конституция 1875 г. предоставила президенту значительные полномочия, реально воспользоваться ими глава государства мог далеко не всегда. По сговору партий на президентский пост обычно подбирались незначительные и лишенные авторитета лица (были и редкие исключения: Р. Пуанкаре в 1913–1920 гг., А. Мильеран в 1920–1924 гг.). В результате президент не мог составить действенного противовеса главе правительства – председателю Совета министров, чей пост не был официально закреплен в Конституции, но на практике приобрел ведущее значение. Исполнительная власть во Франции оказалась сосредоточена в руках правительства, но не президента. Эта роль правительства была еще более усилена передачей ему части законодательных полномочий от парламента, а также возможностью издавать нормативные акты на основе собственных полномочий (доктрина регламентарной власти ). Формально такие нормативные акты (декреты) носили подзаконный характер, но фактически приобрели силу законов. Несмотря на значительную власть, правительство во Франции было крайне нестабильным, оно зависело от воли парламента и часто отправлялось им в отставку. Для Третьей республики был характерен «режим собраний», при котором наблюдался сильный перекос в системе отношений между правительством и парламентом в пользу парламента. Отдельные кабинеты министров могли существовать всего несколько дней, лишаясь своих полномочий после первой же встречи с палатой депутатов. Тем не менее при частой смене кабинетов сам их состав менялся незначительно: одни и те же лица с завидным постоянством переходили из прежнего правительства в следующее, получая новые министерские портфели.

Еще в конце XIX в. во Франции установилась мажоритарная избирательная система. Выборы проводились в два тура. В первом туре следовало набрать абсолютное большинство голосов
(50% плюс один голос). Если не удавалось получить абсолютное большинство (которое в условиях многопартийной системы было труднодостижимым), то выборы проводились во втором туре, где достаточно было получить относительное большинство. В 1919 г. была предпринята попытка введения пропорциональной избирательной системы с некоторыми элементами мажоритарной, но такая смешанная система просуществовала лишь до 1927 г., когда была вновь восстановлена мажоритарная.

Прочные республиканские и демократические традиции, заложенные во Франции чередой революций конца XVIII – XIX вв., не позволили осуществиться авторитарным и националистическим тенденциям, которые дали о себе знать в начале 30-х годов XX в. Экономический кризис
и социальная нестабильность подпитывали возникновение профашистских и националистических организаций, самой значительной из которых стала лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока. Однако в отличие от Германии фашисты во Франции натолкнулись на объединенное сопротивление левых сил. В 1936 г. к власти пришло правительство Народного фронта , созданного на основе союза партий социалистов, коммунистов и радикалов. Возглавил его лидер Социалистической партии (СФИО) Леон Блюм. Правительство провело в жизнь ряд антифашистских законов. Закон от18 июня 1936 г. наложил полный запрет на деятельность военизированных фашистских организаций. Лига «Боевые кресты» была распущена. Другим законом была предоставлена амнистия политическим заключенным, подвергшимся репрессиям за участие в антифашистских демонстрациях
и столкновениях с фашистами. Правительство Народного фронта также стало осуществлять комплексную программу мер, направленных на улучшение положения трудящихся и усиление государственного контроля над экономикой. Были приняты законы о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках и коллективных договорах. Закон об отпусках впервые закрепил право трудящихся на отдых: каждый, кто проработал на предприятии не менее года, мог рассчитывать на двухнедельный отпуск за его счет. Важным был и закон о коллективных договорах, сохранивший в основном свое значение до сих пор. Коллективный договор должен был заключаться предпринимателем по требованию профсоюза. Договор включал в себя не только положения об условиях труда и заработной плате, но и призван был гарантировать свободу действий профсоюзной организации на предприятии. Правительству также удалось провести частичную национализацию военной промышленности и реорганизацию Французского банка: управление банком стал осуществлять генеральный совет, по большей части формируемый правительством. Это усилило государственное воздействие на экономику страны. Несмотря на определенные достижения, Народный фронт оказался неустойчивым объединением. Политические разногласия по разным вопросам, в том числе и по вопросу об отношении к невоенизированным фашистским организациям, привели к расколу среди союзников. В 1938 г. Народный фронт распался, а новое правительство отошло от его социально ориентированной политики.

Слабость и неустойчивость политической системы Третьей республики в значительной мере сделали Францию уязвимой перед лицом внешнего врага – нацистской Германии. Вступив во Вторую мировую войну в 1939 г., Франция потерпела жестокое поражение от гитлеровских войск в мае 1940 г. Страна подверглась немецко-фашистской оккупации.

Режим Виши. В условиях военного поражения к власти во Франции пришли силы, готовые сотрудничать с оккупантами. 16 июня 1940 г. председателем Совета министров был назначен старый маршал Филипп Петэн (1856–1951), который 22 июня заключил с Германией позорное Компьенское перемирие. По его условиям Франция была поделена на две части. Две трети северных и центральных департаментов (включая Париж) подлежали немецкой оккупации, одна треть на юге оставалась свободной и контролировалась французским правительством. Это правительство обосновалось в курортном городке Виши. Здесь 10 июля 1940 г. Национальное собрание передало все полномочия правительству Петэна «для выработки новой конституции». На другой день маршал объявил себя главой Французского государства . Во всех официальных актах Франция стала именоваться не «республикой», а «государством». Новое государство должно было быть основано на принципах «труда, семьи и родины». Формально Конституция 1875 г. не была отменена, но перестала действовать. Ее фактически заменили 13 конституционных актов, другие законы и декреты правительства. Пост президента Республики был упразднен, а Петэн по конституционному акту № 2 от11 июля 1940 г. наделялся всей полнотой исполнительной и законодательной власти. Он мог назначать и сменять министров, ответственных только перед ним, назначать других должностных лиц государства, промульгировать законы, распоряжаться вооруженными силами. Ему принадлежало право помилования. Согласно конституционному акту № 3 от того же числа, Сенат и палата депутатов не должны были созываться впредь до нового распоряжения, сделанного с согласия главы государства. Другие конституционные акты вводили порядок передачи власти «наследнику» главы государства и порядок принесения присяги Петэну государственными служащими и военными.
В результате в свободной зоне Франции утвердился режим монократии , предполагавший сосредоточение всей власти в руках одного лица. В политике правительство Петэна придерживалось идей национализма и корпоративизма и проводило открытый коллаборационистский курс в отношении гитлеровской Германии. В стране стали набирать силу полицейские репрессии, создан орган, аналогичный германским СС – милиция . Как выразился Петэн, «нацистский идеал – это наш идеал». Впрочем, правительство Третьего рейха не было склонно слишком доверять своим француз-ским «союзникам». В 1942 г. в ответ на высадку англо-американских войск в Северной Африке
(в колониях, контролировавшихся вишистами) немецкое командование оккупировало южную зону во Франции. Режим Виши был лишен и той тени суверенитета, которой он обладал раньше.

Как реакция на оккупацию страны во Франции и за ее пределами возникло движение Сопротивления . Его лидером за границей стал генерал Шарль де Голль (1890–1970). Он основал в 1940 г. в Лондоне организацию «Свободная Франция», которая заявила о продолжении борьбы с гитлеровской Германией за освобождение страны (с 1942 г. она стала называться «Сражающаяся Франция»). «Свободной Франции» удалось установить контроль над рядом французских колоний, создать Совет обороны империи. В сентябре 1941 г. был образован Французский национальный комитет (ФНК), а в июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО) во главе с де Голлем. Страны – участники антигитлеровской коалиции признали его в качестве официального правительственного органа Франции. Для координации действий всех антифашистских сил на территории Франции в мае 1943 г. был также учрежден Национальный совет Сопротивления (НСС), в который вошли представители 16 основных организаций Сопротивления (включая Коммунистическую и Социалистическую партии). Перед началом высадки союзных войск антигитлеровской коалиции в Нормандии, 2 июня 1944 г. ФКНО объявил себя Временным правительством Французской республики. В результате совместных действий союзных войск и сил внутреннего французского Сопротивления осенью–зимой 1944 г. вся страна была освобождена от немецких войск. Петэн и члены его правительства были вывезены гитлеровцами на территорию Германии, но затем все равно предстали перед французским правосудием. В 1945 г. маршал был приговорен к смертной казни, замененной по решению де Голля пожизненным тюремным заключением.

Четвертая республика. Временное правительство во главе с де Голлем осуществляло руководство страной в период 1944–1946 гг. Оно провело ряд важных социальных реформ. Во Франции была введена единая государственная система социального страхования, предоставлено право на пенсионное обеспечение по старости (с 65 лет), по инвалидности, на пособия по безработице, болезни, беременности, на рождение и содержание детей. Впервые в истории страны женщины получили избирательные права (1944 г.).

Для эпохи временного режима было характерен рост политического влияния левых партий. Это предопределило, в конечном счете, уход в отставку де Голля, приверженца консервативных взглядов. Влиянием левых партий можно также объяснить особенности проекта новой конституции, утвержденного Учредительным собранием в 1946 г. Проект предусматривал парламентскую форму правления с чисто декоративной фигурой президента и первоначально с однопалатным парламентом (верхняя палата всегда считалась оплотом консерватизма). Несмотря на протесты правых партий, радикалов и популярной католической партии «Народно-республиканское движение» (MRP), проект был вынесен на референдум в мае 1946 г. Во время голосования он был отклонен большинством в 53%. Поэтому было созвано второе Учредительное собрание и выработан второй проект конституции. В нем была сохранена форма правления, но внесено положение о двухпалатном парламенте. Референдум, проведенный в октябре 1946 г., одобрил этот новый проект. Конституция, состоявшая из преамбулы и 106 статей, была обнародована 27 октября.

Конституция 1946 г. в своей преамбуле содержала широкий пакет социальных гарантий. Подтверждая права и свободы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла к ее положениям право на труд (и обязанность работать), право на отдых, на социальное обеспечение, на забастовки, на коллективное определение условий труда и участие в управлении предприятием, право на доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Государство обязывалось обеспечить организацию бесплатного и светского образования всех ступеней. Основной закон также гарантировал равные права женщин и мужчин. В плане организации государственной власти Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоявшего из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось населением прямыми выборами на 5 лет. Совет республики избирался косвенным путем на 6 лет
с обновлением состава наполовину каждые три года. Палаты имели неравные полномочия. Основным законодательным органом являлось Национальное собрание, Совет республики правом принятия законов не обладал. Он мог лишь отсрочить принятие закона и предложить к нему поправки, которые Собрание имело право отвергнуть. Совет министров формировался с одобрения Национального собрания и нуждался в его доверии. «Резолюция порицания», принятая в Собрании, влекла за собой отставку правительства. Однако и Совет министров мог настоять на роспуске Национального собрания и назначении новых выборов, если в течение 18 месяцев произошло два министерских кризиса. Конституция запрещала делегирование законодательных полномочий от Собрания Совету министров, что ослабляло влияние правительства в законодательной сфере. Правительство обладало основными полномочиями в сфере исполнительной власти. Президент Республики большой роли не играл. Он избирался парламентом на 7 лет (с правом однократного переизбрания) и в основном обладал представительскими функциями. Все акты президента подлежали контрасигнации членами правительства, которые должны нести ответственность за действия президента. Сам же президент освобождался от политической ответственности.

В дальнейшем государственный строй Четвертой республики претерпел некоторые изменения. Пропорциональная избирательная система, установленная в 1946 г. (в подобие реформы 1919 г.) просуществовала недолго: в 1951 г. была полностью восстановлена мажоритарная система. Конституционная реформа 1954 г. значительно расширила полномочия Совета республики: он приобрел практически равные законодательные права с Национальным собранием. Но по-прежнему правительство было ответственно только перед Собранием. Вопреки требованию Конституции 1946 г. широкое распространение приобрела практика делегированного законодательства. Однако серьезного пересмотра конституционных принципов не произошло. В условиях многопартийной системы наличие широких прав у парламента и ограниченных полномочий у исполнительной власти приводило к постоянным правительственным кризисам. С 1946 по 1958 гг. в Республике сменилось 24 правительства, некоторые из них существовали только три дня. Четвертая республика повторяла печальный опыт Третьей республики. А между тем возникла потребность в сильной исполнительной власти. Конституция 1946 г. провозгласила создание на месте колониальной империи Французского союза , состоявшего из метрополии, заморских департаментов, заморских территорий и при-соединившихся территорий и государств. Несмотря на обещанные гарантии равенства прав всех народов, входивших в Союз, в ряде колоний развернулось национально-освободительное движение против Франции, страна ввязалась в кровопролитную и бесперспективную войну в Индокитае и в Алжире. Слабость и неспособность правительства метрополии стала вызывать недовольство в офицерских кругах. В мае 1958 г. в Алжире начался мятеж французских ультраколониалистов и военных. Для Французской республики возникла реальная угроза установления военной диктатуры: мятежники собирались высадить парашютный десант под Парижем и силой взять власть. Во имя спасения Республики к власти был вновь призван генерал де Голль: 1 июня 1958 г. его правительству были переданы чрезвычайные полномочия сроком на полгода для разработки новой конституции.

Пятая республика. Проект, разработанный членами Государственного совета и одобренный Правительственным комитетом под председательством де Голля, был вынесен на референдум в сентябре 1958 г. и получил народную поддержку. Конституция Пятой республики(из 92 статей) вступила в силу 4 октября 1958 г. Она создавала во Франции совершенно новую государственную организацию, в корне отличную от режимов Третьей и Четвертой республик. На первом месте в структуре власти находился президент, на втором – правительство и только на третьем – парламент. Президент, избираемый на 7 лет коллегией выборщиков (но не парламентом), наделялся очень широкими полномочиями. Часть из них он мог осуществлять единолично, без контрасигнатуры членов правительства, а именно: назначать премьер-министра (главу правительства), распускать Национальное собрание, передавать законопроекты на всеобщий референдум, при необходимости осуществлять чрезвычайные меры. По предложению премьера президент также назначал членов правительства; президент мог председательствовать в Совете министров, в высших советах
и комитетах национальной обороны; возглавлял Высший совет магистратуры (орган для управления судами). Он являлся главой вооруженных сил. Президент обладал правом вето в отношении законов, принятых парламентом, и правом их промульгации. Он представлял Республику на международной арене и обладал важными прерогативами в сфере внешней политики. Первым президентом Пятой республики в декабре 1958 г. был избран Шарль де Голль.

Правительство было ответственно перед парламентом и могло быть отправлено им в отставку. Оно наделялось правом издавать акты делегированного законодательства (ордонансы)
и акты регламентарной власти на основе собственных полномочий (декреты). Право принятия законов принадлежало парламенту, состоявшему из двух палат: Национального собрания, избираемого всеобщим и прямым голосованием на 5 лет, и Сената, избираемого косвенными выборами на 9 лет с обновлением трети состава каждые три года. Депутатом Национального собрания мог стать лишь гражданин, достигший 23 лет, сенатором – 35 лет (такие же нормы существовали для членов палат в Четвертой республике). Национальное собрание представляло население, Сенат обеспечивал представительство территориальных коллективов Республики. Финансовые права парламента были ограничены: если в течение 70 дней финансовый законопроект не утверждался парламентом, правительство само могло ввести его в действие ордонансом.

Для осуществления конституционного контроля над законодательством, надзора за правильностью проведения референдумов и правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов учреждался Конституционный совет . Он был составлен из 9 советников, равно назначаемых президентом и председателями обеих палат, и бывших президентов Франции. Решения Совета обжалованию не подлежали.

Конституция 1958 г. вводила во Франции смешанную форму правления. Учитывая значительный объем президентских полномочий, Пятую республику стали называть суперпре-зидентской , в науке же данная форма правления чаще всего обозначается как полупрезидентская республика , поскольку она сочетает в себе черты президентской и парламентской республик.
В дальнейшем в конституционном строе Франции произошли некоторые изменения. Желая еще более усилить президентскую власть, де Голль добился в 1962 г. принятия поправки к Конституции, установившей прямые выборы президента от населения. (В 1965 г. он был переизбран на этот пост уже по новым правилам, но досрочно ушел в отставку в 1969 г.) В 1974 г. ценз для активного избирательного права был понижен с 21 года до 18 лет. В 2000 г. был установлен 5-летний срок президентских полномочий, в 2003 г. – 6-летний срок полномочий сенаторов.

В конце XX – начале XXI вв. Франция являлась активным участником процесса общеевропейской интеграции. В 1991 г. по инициативе Франции и ФРГ в г. Маастрихт (Нидерланды) было созвано совещание, на котором принято историческое решение о создании политического, экономического и валютного Европейского союза . Члены союза обязывались проводить согласованную политику в сфере международных отношений, экономики, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Было предположено введение единого европейского гражданства и единой валюты – евро. Каждая страна сохраняла свои органы власти, но наряду с ними должны действовать наднациональные органы Евросоюза: Европейский парламент, Совет министров Европы, Европейский суд, Европейский банк и Счетная палата. Маастрихтский договор был торжественно подписан 7 февраля 1992 г. , что положило начало новому конфедеративному союзу на территории континента. Франция стала одним из самых влиятельных его членов (наряду с ФРГ
и Великобританией). В текст ее Конституции был внесен специальный раздел, посвященный Евросоюзу.

Контрольные вопросы

1. Чем немецкий фашизм отличается от итальянского фашизма?

2. Какие основные законы определяли государственный строй Третьего рейха?

3. Каким образом нацисты превратили Германию в унитарное государство?

4. Какие репрессивные органы действовали в Третьем рейхе?

5. В чем заключалась политика правительства Народного фронта во Франции?

6. Какие органы были созданы в рамках движения Сопротивления во Франции и за ее пределами?

7. Как был осуществлен переход от Четвертой к Пятой республике во Франции?

8. Какие особенности характерны для конституционного строя Пятой республики во Франции? Чем он отличается от строя Третьей и Четвертой республик?

Правительство республики осуществило ряд важных мер во внутренней политики примеру в 1881-1882 годы были приняты законы об образовании. Согласно им, школа была отделена от церкви. Было обеспечено светское образование, внедрено обязательное бесплатное образование детей до 13 лет. В школах образование велось на основе специальных государственных программ.

В высших педагогических учебных заведениях была налажена подготовка учительских кадров. В программе обязательного образования для мальчиков были определены обязательные занятия гимнастикой. Этим преследовалась цель подготовки подростков физически зрелыми для будущей военной службы. Были открыты лицеи для девочек. В специальных высших учебных заведениях начали подготавливать женщин учителей. В 1884 году были приняты законы, разрешающие свободную деятельность и забастовки профессиональных союзов. Рабочие создавали свои профессиональные союзы и биржи труда, которые защищали интересы безработных.
Муниципальным советам было предоставлено право на избрание своих мэров. До этого они назначались центральной властью.

Политическое положение

В стране все больше укрепляла свои позиции республика. В 1876 году на выборах в Сенат республиканцы взяли верх. Президент Мак Магон, сторонник монархии, возглавлявший государство до этого времени, был вынужден уйти в отставку. Своеобразие внутренней политической жизни в этот период - это формирование многопартийности. Среди партий большой авторитет имели партии радикалов, социалистов и республиканцев.

Кроме того, в политической жизни Франции усилилась реакция против демократии. В частности, в стране началось широкое распространение идей национализма, шовинизма. Сторонники этих идей верили, что только сильная армия сможет вернуть Эльзас и Лотарингию. Во внутренней политической жизни Франции активизировалась деятельность анархистов и монархистов. Их целью было свержение существующей системы, и для достижения этой цели анархисты применяли террор как метод борьбы. В частности, ими была брошена бомба в здание парламента, вследствие чего было ранено 80 человек.

В 1894 г. был убит президент страны Сади Карно. Контрразведка Франции выяснила, что секретные сведения о военных силах страны передаются в Германию через шпиона. Спецслужбы стали подозревать капитана А. Дрейфуса, по национальности еврея, служащего в Генеральном штабе французской армии. Вскоре он был обвинен в шпионаже и привлечен к уголовной ответственности. На самом деле А. Дрейфус не был шпионом, но с помощью сфальсифицированных документов и подставных свидетелей было сфабриковано обвинение. Военный суд приговорил его к пожизненной ссылке. Политическая реакция воспользовалась «Делом Дрейфуса» для усиления антидемократической направленности в стране, для раздувания националистических, шовинистических настроений.

В стране были люди, верящие в невиновность А. Дрейфуса. Они продолжали поиски, чтобы раскрыть настоящего шпиона. И, наконец-то, настоящий шпион был разоблачен. Это был майор Генерального штаба Эстергази.

Однако Генеральный штаб и связанные с ним силы считали для себя большим позором предать огласке эту информацию. Но им не удалось скрыть ее. В 1897 году об этом писала пресса.

Все демократические силы Франции требовали пересмотра дела А. Дрейфуса. Силы, не желавшие огласки, организовали убийство подставного свидетеля. Эстергази удалось сбежать из Франции. Борьба вокруг «Дела Дрейфуса» продолжалась длительное время. Правящие круги были вынуждены выпустить А. Дрейфуса на свободу. Но он был освобожден не благодаря своей невиновности, а из-за «ухудшения здоровья». Только в 1906 году А. Дрейфус был полностью оправдан.

Изменения в экономической жизни

К началу XX века в стране установилась относительная политическая стабильность. Этого добились благодаря экономическому росту, начавшемуся с середины 90-х годов XIX в. В частности, по добыче железной руды в 1913 году Франция оставила позади США и Германию.

В промышленности быстрыми темпами стали развиваться новые отрасли (электротехника, автомобильная и химическая), в результате чего количество населения, занятого в промышленности, составило 36%. 40% населения было занято в сельском хозяйстве. В экспорте Франции первое место занимала шерсть, второе - хлопчатобумажная ткань, третье - шелковая ткань и четвертое место - вина. По вывозу капитала за границу Франция вышла на второе место после Англии. К 1914 году она выделила капитал России в размере 13 млрд франков, Англии и США - 5 млрд, государствам Южной Америки - 6 млрд франков. Эти вложения не только принесли очень большую прибыль в процентном отношении, благодаря им Франция приобрела политических союзников.

Социальное движение

Очень тяжелое положение было у французских трудящихся. Они были вынуждены трудиться по 10-12 часов в день, а иногда и по 14-16. Трудящиеся стали бороться за свои права. Очень важно было организовать движение рабочих. В 1880 году представители рабочих организаций создали Рабочую партию Франции. Рабочие начали создавать профессиональные союзы и биржи труда. Они заботились о безработных и участниках забастовок. Согласно Кодексу трудовых законов, стала выплачиваться компенсация за полученную на производстве травму. Был установлен один выходной день в неделю.

В 1910 году был принят закон о пенсии, в котором был установлен пенсионный возраст - 65 лет (в Германии и Англии этот показатель - 70 лет). В социальном движении существовали две основные тенденции. Одна из них - перестройка общества парламентским путем (посредством реформ), вторая - перестройка насильственным путем (вооруженным восстанием). Второй путь со временем потерял свое значение.

Анархизм (греч. anarchia - безвластие, безначалие) - течение, признающее только желание и волю отдельного лица, как руководителя, и отрицающее любую власть и государственный строй.
Шовинизм (фр. chauvinisme) - крайний национализм, направленный на разжигание национальной вражды и ненависти. Политическая реакция - сопротивляющаяся прогрессу политическая сила, сторонник сохранения старых социальных порядков.