На каком берегу нила находится долина царей. Египет - страна, где находится долина царей

Долина Царей - название отнюдь не метафоричное, ведь на протяжении более пяти столетий египтяне хоронили здесь своих фараонов…

Захоронения велись примерно с XVI по XI столетие до нашей эры — за это время египтяне "успели" создать настоящий Город Мёртвых.


Долина царей стала "популярной" после нашумевшей истории об обнаружении гробницы Тутанхамона в 1922 году и последующего за этим "проклятия фараонов", свёдшего в могилу археологов, "осквернивших" святое место. Хотя на самом деле раскопки проводились здесь ещё задолго до этого, начиная с XVIII столетия


Сегодня откопано уже более 50ти гробниц, в некоторых из которых захоронены даже по двое фараонов — предшественник и преемник. Самым крупным таким "двойным" захоронением является гробница царицы Таусерт и её наследника — фараона Сетнахта. На самом деле Сетнахт создавал свою собственную гробницу в Долине царей, но ему не хватило времени, чтобы её закончить до своей смерти. Его сын, Рамзес III, поместил тело отца в гробницу Таусерт с тем, чтобы по завершении работ в гробнице отца перенести его тело туда, но этого так и не произошло


Сама Таусерт была следующей женщиной-фараоном Египта после царицы Хатшепсут , которая была погребена в собственном храме Джесер Джесеру , входящем сегодня в число Карнакских храмов Египта. Долина Царей делится на Восточную и Западную. Большая часть гробниц сосредоточена именно в Восточной долине. Хотя за покоем Города Мёртвых следили специальные подразделения охраны, уже при Рамзесе IX было начато первое расследование о разграблении священных гробниц чиновниками с целью наполнить истощённую государственную казну за счёт роскоши предков

После того, как во время правления XX династии фараонов оказалось, что предшественниками были разграблены десятки гробниц, мумии из них были помещены в так называемую "Гробницу 320" (конечно же, это современное название). Она была найдёна в 1871 году братьями Расул, которые решили воспользоваться своей удачей и целое десятилетие распродавали найденные ценности. Египетская Служба древностей "проснулась" лишь в 1881 году — в результате от рук мародёров удалось спасти саркофаги с мумиями Тутмеса III , Рамзеса I, Сети I и Рамзеса II, которые были незамедлительно доставлены в Каирский музей, где и покоятся до сих пор. После этого гробницу завалило обломками скальной породы и вспомнили о ней уже лишь спустя столетие, в 1995 году, когда археолог Эрхард Грэфе вновь вскрыл её для своих исследований.

В 1898 году в Долине Царей была найдена гробница Аменхотепа II, в которой кроме лежащей в саркофаге мумии фараона были обнаружены ещё девять мумий, погребённых во внутренних покоях. Среди них были обнаружены останки фараона Тутмоса IV. Саркофаг Аменхотепа II было решено не трогать, а остальные отправили в Каирский музей. К сожалению, несмотря на установленную на входе тяжёлую железную решётку и охранявших гробницу стражников, захоронение всё-таки было ограблено 24 ноября 1901 года, спустя три года после своего обнаружения. Сама мумия не пострадала, но бинты на ней были вспороты на местах, где обычно находились украшения. Были ли там драгоценности вообще — неизвестно, но, судя по тому, что практически в каждом найденном в Долине Царей саркофаге украшения на фараонах были, скорее всего Аменхотеп II всё-таки лишился посмертно погребённых с собой регалий…


Схема размещения гробниц в Долине Царей

В наиболее значимых гробницах были захоронены: KV1 — Рамзес VII, KV2 — Рамзес IV, KV6 — Рамзес IX, KV8 — Меренптах, KV9 — Рамзесы V и VI, KV11 — Рамзес III, KV14 — Таусерт и Сетнахт, KV15 — Сети II, KV16 — Рамзес I, KV17 — Сети I, KV19 — Ментухерхепешеф, KV23 — Эйе, KV34 — Тутмос III, KV35 — Аменхотеп II, KV43 — Тутмос IV, KV47 — Саптах, KV57 — Хоремхеб, KV62 — Тутанхамон




В 2006 году археологам улыбнулась удача и они обнаружили ещё одну, не найденную ранее гробницу с пятью деревянными саркофагами. До этого последним откопанным погребением была та самая гробница Тутанхамона, обнаруженная группой Картера в 1922 году


Археологические изыскания, предпринятые в начале 2009 года, позволили учёным выяснить, что гробницы начали грабить ещё в эпоху XXI династии…


Кроме Долины Царей в Египте также есть и расположенная недалеко от неё Долина Цариц , где некогда хоронили жён и отпрысков фараонов.

Интересной достопримечательностью является знаменитая Долина царей. В Древнем Египте большинство храмов строилось на восточном побережье Нила — там, где восходит солнце, в «царстве живых». А гробницы и усыпальницы располагались на западном берегу — где солнце заходило, в «царстве мертвых». В Долине царей находится 62 гробницы и это самые богатые захоронения в мире — здесь погребены величайшие фараоны Египта. Гробницы украшены великолепными картинами, на которых изображены религиозные ритуалы, а так же довольно странные сцены. Не многим известно, что Долина царей привлекает путешественников со всего света вот уже две тысячи лет! Даже римляне отправлялись сюда, чтобы увидеть местные достопримечательности. Это еще одно туристическое направление, где всегда очень людно. Самое удобное время для посещения это раннее утро или поздний вечер. Чтобы свести ущерб наносимый гробницам к минимуму, посетителям разрешается осматривать только три гробницы в день.

Долина царей — фото

Но есть одна гробница, которую хочет посетить каждый — гробница царя Тутанхамона . Она была обнаружена великим археологом и египтологом Говардом Картером в 1922-м году. Гробница Тутанхамона — самая известная, но при этом и самая маленькая по размеру. Это небольшое сооружение было местом захоронения самого известного фараона в Древнем Египте. Изначально не предполагалось, что это место станет усыпальницей фараона. Оно было быстро переделано — на стенах добавились фрески с погребальными сценами когда Тутанхамон неожиданно скончался в возрасте 18-ти лет. Это место так манит туристов еще и по той причине, что здесь всё еще находится тело фараона в золотом саркофаге.

Долина царей в Луксоре — видео

Долина царей — как добраться

Чтобы добраться до Долины царей сначала необходимо переправиться через Нил на пароме, а потом преодолеть горы в комфортабельном автобусе, а затем добраться в Долину на автомобиле или маленьких туристических вагончиках.

Долина царей на карте

Вконтакте

Состоит из двух долин: Восточная долина, где находится большинство гробниц и Западная долина.

Эта территория с конца XVIII века стала центром археологических и египтологических исследований, и до сих пор её гробницы и захоронения продолжают притягивать внимание исследователей.

Nikater , GNU 1.2

В наше время долина стала известной благодаря открытию неразграбленной гробницы Тутанхамона KV62 (после слухов о проклятии фараонов) и одним из самых знаменитых археологических мест в мире. В 1979 году, вместе с остатками Фиванского некрополя, долина была признана ЮНЕСКО Всемирным наследием.

Разграбления гробниц

Так как громоздкие пирамиды, сооружавшиеся во времена Древнего и Среднего царства, несмотря на свои размеры, не устояли перед грабителями, фараоны XVIII династии Нового царства решили сменить место и способ захоронения. Со времен Тутмоса I, гробницу которого соорудил придворный архитектор Инени, египетских фараонов хоронили в пустыне, в долине у подножия гор к западу от Фив. Особые подразделения охраны оберегали «город мертвых» и его сокровища от грабителей.

Hajor , GNU 1.2

Однако есть подтверждения тому, что чиновники не только не противодействовали мародерству, но сами едва ли не официально занимались организацией этих преступлений. Когда могущество Египта к концу XX династии стало клониться к упадку, сокровища первых захороненных фараонов шли в переработку, чтобы наполнить истощенную казну.

Несколько документов - папирус Эббота и папирус Амхерста Леопольда II - содержат сведения об официальном расследовании дела о разграблении гробниц некрополя в Фивах, на 16-м году царствования Рамсеса IX. Два летописца из Дейр-эль-Медины сообщили о преступлении градоначальнику Восточных Фив, который доложил фараону о грабежах и чиновниках мздоимцах.

За три года несколько банд систематически грабили захоронения фараонов и могилы рядовых граждан. В царском некрополе Дра-Абу-эль-Негге специальная служба провела инспекцию 10 захоронений разных династий и пришла к выводу, что разграблена лишь гробница Сехемра Себекемсафа (XVII династия) и его жены, царицы Нубхаас.

«Гробница 320»

В 1871 г. два брата из семьи Абд-эль-Рассул обнаружили замурованный вход у подножия крутого каменного склона в Дейр-эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив. Они вскрыли вход и принялись копать. На глубине 13 метров оказался 70-метровый коридор, ведущий вглубь скалы. Вдоль коридора были нагромождены десятки ящиков, в которых находились мумии, а также множество предметов погребального приданого.

неизвестен , CC BY-SA 3.0

Мумии складывались здесь после того, как в период конца XX династии были разграблены десятки гробниц.

Братья Рассул начали продавать содержимое тайного захоронения. Это продолжалось несколько лет, прежде чем египетская Служба древностей, возглавляемая Гастоном Масперо, осознала, что происходит. В 1881 г. Масперо поручил своему ассистенту Эмиль Бругшу поднять на поверхность все ценное. За два часа работы саркофаги и мумии таких фараонов как Тутмес III, Рамсес I, Сети I и Рамсес II, были извлечены из узкого хода в подземелье. Все они доставлены в Каирский музей.

В последующие годы тайная «Гробница 320» оказалась завалена обломками породы. Египтолог Эрхард Грэфе вновь вскрыл её в 1995 г., чтобы впервые провести здесь научные работы.

Текущие события

В начале 2006 года учёные обнаружили в Долине Царей новую нетронутую однокамерную гробницу (ей присвоили номер KV63 ), в которой заключены пять мумий в деревянных антропоморфных саркофагах с расписными погребальными масками. Также извлечены около двух десятков больших керамических сосудов с оттисками печати фараона.

Peter J. Bubenik , CC BY-SA 2.0

Это первое погребение, найденное в Долине после 1922 года, когда Г. Картер открыл гробницу Тутанхамона. Археологи университета Мемфиса (штат Теннесси) датировали находку эпохой XVIII династии (1539-1292 годы до нашей эры).

Экспедиция под руководством профессора Отто Шадена (Otto Schaden) с середины 1990 работала над проектом KV10 - раскопками небольшой гробницы эпохи XIX династии. Исследуя в 2005 году нижние горизонты культурного слоя напротив входа в гробницу KV10 , они наткнулись на четыре хижины рабочих той же XIX династии, под которыми и обнаружили гробницу KV63 .

С января по март 2009 года в Долине царей работала экспедиция Базельского университета (Участники: Сюзанна Бикел, Клаудиа Гамма, Джордия Джоранд, Элина Полин-Грот и Николас Сартори). Они исследовали две недекорированные гробницы - KV26 и KV30. В ходе расчистки и исследований египтологи выяснили, что гробницы эти были недостроенными, но, несмотря на это, в них были погребения. От погребений до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты саркофагов, керамики и костей человека. Обе гробницы удалось датировать эпохой XVIII династии. Кроме того было выяснено, что первое разграбление гробниц произошло ещё в древности - в эпоху XXI династии.

Гробницы Долины царей

За всю историю Долины царей эпохи Нового царства, типы ее гробниц неоднократно изменялись. Первый тип - это усыпальница с ломаной осью. Пример: гробницы Аменхотепа II (KV35), гробница Тутмоса III (КV34), общий план которых выглядит следующим образом - от входа идет постепенно понижающаяся галерея с глубокой шахтой. За ней располагается колонный зал-вестибюль, большой колонный зал перед погребальной камерой. В золотом покое имеются четыре небольших помещения, предназначавшиеся для магических предметов, таких, как найденные в четырех нишах погребальной камеры гробницы Тутанхамона (они были призваны защитить умершего во время великого таинства трансформации и возрождения). За погребальной камерой имелась сокровищница. В гробнице Тутанхамона в сокровищнице хранился ковчег каноп с внутренностями фараона. В этот период религиозно-заупокойными сценами покрывались лишь зал саркофага и зал-вестибюль.

Второй тип гробницы датируется XIX династией. Усыпальница становится длинной и вытягивается по-вертикали. Типичные гробницы такого вида - Мернептаха (KV8), Таусерт и Сетнахта (KV14).

Третий тип XX династии особо не отличается от времени XIX династии. Однако гробница теряет большую глубину.

Фотогалерея










Полезная информация

араб. وادي الملوك‎‎
транслит. Вади аль-Мулук

Стоимость посещения

Долина Царей (3 гробницы на выбор): 100 LE
Гробница Тутанхамона: 100 LE
Гробница фараона Эйе: 30 LE. Фотосъемка платная, требуется билет

Часы работы

  • ежедневно: 6:00–17:00 летом и до 16:00 зимой

Адрес и контакты

Дорога Долины Царей, район аль-Харга, Новая Долина, Египет
Kings Valley Rd, Qesm Al Wahat Al Khargah, New Valley Governorate, Egypt

Статус

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 87

Расположение

Долина расположена на западном берегу Нила, напротив города Фивы (современный Луксор).

Как добраться

Находится на западном берегу Нила, около 10 км от Луксора.

Добраться в Луксор удобней всего на поезде из Каира или на автобусе из Хургады. Переезд из Каира в Луксор занимает 10-11 часов. Дорога из Хургады в Луксор - 4-5 часов.

От Луксора до Долины царей добраться можно на такси.

Геологическое строение

Долина царей имеет три основных геологических слоя:

  1. белый известняк (Средняя глубина 150 м - 300 м)
  2. сланцы (от 150 до 90 м)
  3. гипс (90 м)

Гробницы XVIII династии, как правило, выдолблены в стенах ущелья.

Гробницы XIX династии были вырыты в стенах ущелья, однако, туннели в основном уходили под землю.

Гробницы XX династии были вырыты в земле и совершенно не пострадали от проникновения воды.

Гробницы Долины Царей (ежедневно: летом – 6.00-17.00, зимой – 6.00-16.00; 55 фунтов), отделённой от остального некрополя безжизненными холмами, служили своего рода страховым полисом, обеспечивавшим вечную жизнь. Тайные усыпальницы фараонов Нового царства должны вечно хранить мумии царей и погребальную утварь. Хотя в большинстве своём они не справились с этой задачей, их драматическая архитектура и причудливые росписи вызывают неподдельное восхищение. В полутьме тех гробниц, где нет толп экскурсантов, легко вообразить себе нисхождение в подземный мир и прочувствовать страх грабителей, бросавших вызов ловушкам.

Царские погребения в «Месте истины» датируются временем от начала XVIII династии до конца XX династии. Вероятно, что первым здесь был погребён Тутмос I (период правления: 1525-1512 годы до нашей эры). До правления Рамсеса I в долине также хоронили цариц и детей фараонов. Гробницы вырубали и расписывали умелые мастера (которых называли «слугами Места истины»), жившие неподалёку, в Дейр-эль-Медине. Работа над усыпальницей начиналась в первые годы правления фараона и продолжалась не более шести лет.

Но даже при этих условиях некоторые гробницы доделывались весьма поспешно или узурпировались последующими правителями. В общих чертах, существует два типа гробниц: разно уровневые, изогнутые в плане усыпальницы первых правителей XVIII династии, в частности Тутмоса I и Аменхотепа II, и вытянутые, ориентированные по одной оси гробницы XIX и XX династий. Слабые цари XX династии не смогли предотвратить масштабное разграбление гробниц. В торговлю сокровищами были вовлечены высшие чиновники, а грабителями становились простые рабочие – строители гробницы, не получавшие вовремя жалованья. Пытаясь спасти саркофаги и утварь, жрецы перезахоронили их в двух тайниках, которые были найдены только в конце XIX столетия.

Начало серьёзному изучению долины положили экспедиции 1902-1914 годов, организованные на средства Теодора Дэвиса, когда были раскрыты более тридцати гробниц и шахт. Весть об открытии гробницы Тутанхамона в 1922 году попала на первые полосы всех газет мира, а совсем недавно, в 1995 году, под гробницей КУ5, долгое время считавшейся пустой, была найдена общая усыпальница сыновей Рамсеса II. Основываясь на сведениях Туринского папируса, профессор Кент Уикс нашёл комплекс из ста пятидесяти помещений, площадь некоторых из них доходила до 400 квадратных метров.

Хотя надписи свидетельствуют в пользу того, что пятьдесят из примерно ста детей Рамсеса II должны были быть погребены здесь, пока были найдены останки только четырёх человек, умерших в возрасте двадцати с небольшим лет. Планируется провести их рентгенологическое исследование для сравнения с мумией Рамсеса II, хранящейся в Египетском музее Каира. Последние новости о раскопках и фотографии гробниц можно найти на сайте Фиванского картографического проекта.

К сожалению, памятники Долины Царей страдают от последствий массового притока туристов и геологических изменений. В 1990-х годах в стенах трёх гробниц появились трещины, в четвёртой обрушился потолок. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение рельефов и росписей из-за истирания, воздействия углекислого газа и влажности (в среднем каждый посетитель оставляет после себя в воздухе 2,8 граммов влаги), Служба древностей установила стеклянные экраны и установки, устраняющие излишнюю влажность воздуха.

Ещё более серьёзную опасность представляют глинистые сланцы, поднимающиеся к поверхности из-под известнякового пласта и разрушающие гробницы снизу. Некоторые видят причины этого в продолжавшихся на протяжении 25 лет утечках воды на туристической базе (ныне снесённой), другие считают, что уровень подземных вод поднялся из-за строительства Высотной плотины в . Результатом всего этого может стать закрытие гробниц на продолжительное время. Помните, что работы древних мастеров чрезвычайно хрупки, и старайтесь не прикасаться к стенам. Фотосъёмка во всех гробницах запрещена.

Посещение гробниц Долины Царей

Главный путь в долину (по-арабски Бибан элъ-Мелюк, «Ворота царей») лежит вдоль извилистой дороги, повторяющей маршрут древних погребальных процессий. Когда дорога ещё не была проложена и проехать можно было только на осле, царившие здесь тишина и безлюдность потрясали воображение («Белая земля; солнце; зад потеет в седле», – писал Флобер). Сейчас испытать подобное можно только по дороге через холмы из Дейр-эль-Медины, куда до сих пор ездят на осликах.

У въезда в долину расположен туристический базар, камера хранения, куда можно сдать видеокамеру (бесплатно), и касса, в которой продаются билеты в саму Долину Царей и в гробницу Эйе в Западной долине. 500 метров до входа в сам комплекс, у которого стоит ещё один киоск с билетами в гробницу Тутанхамона, можно пройти пешком или проехать на туф-туфе (1 фунт).

Долина окружена известняковыми скалами, самая высокая из которых считалась жилищем богини-змеи Меритсегер, покровительницы некрополя. Долина (открыта для посещения ежедневно: зимой 6.00-17.00, летом 6.00-16.00) представляет собой естественный коллектор солнечных лучей, здесь жарко даже зимой. Горячий воздух проникает даже в самые глубокие гробницы, где влажно и пахнет плесенью (пейте больше воды).

Одна из возможных стратегий – отправиться сначала в периферийные гробницы (например Рамсеса IV, Рамсеса VII, Таусерт/Сетнахта, Сети II или Монтухерхепшефа, стараясь при этом не упустить возможность нырнуть в другие усыпальницы, если между посещающими их тур группами случится перерыв. Дальше мы просто перечисляем гробницы в направлении против часовой стрелки.

Лучше заранее выбрать те, что вас интересуют, и соответственно встроить маршрут. Многие считают, что четырёх-пяти гробниц достаточно для одного раза. Из 64 усыпальниц одновременно бывают открыты не больше дюжины: в туристической служ6е вам всегда скажут, какие именно, даже если в кассе у входа нет списка. Во время написания данной статьи открыты были практически все гробницы Рамессидов.

  • Гробница Рамсеса VII

Небольшая гробница Рамсеса VII, расположенная отдельно от других у входа в долину, стояла открытой на протяжении тысячелетий, но сейчас полностью застеклена. Греческие и римские надписи портят вид рельефов и красочных росписей (красный, жёлтый и голубой цвета на белом фоне), свежесть которых – результат реставрации. Среди стандартных изображений встречаются странные детали, например, фигуры, заключённые в картуши, на стенах дальнего коридора.

Богиня Таурт в облике гиппопотама царит в пантеоне ночных богов, изображённых на потолке погребальной камеры; саркофаг испещрён рядами синих фигур. Эту гробницу посещают немногие, здесь можно побродить спокойно. Однако другие рамессидские гробницы более красивы, поэтому посетителям, вынужденным ограничиться осмотром всего трёх гробниц, следует выбрать что-нибудь другое.

Следующая гробница, сооружённая для Рамсеса IV, привлекает больше публики. Яркие краски компенсируют недостатки рельефов и обилие греческих и коптских граффити (обратите внимание на изображения святых с нимбами справа от входа). Потолок гробницы украшен двумя фигурами Нут. Огромный саркофаг из розового гранита покрыт магическими текстами и изображениями Исиды и Нефтиды, призванными защитить мумию от любой угрозы.

Когда этого оказалось недостаточно, жрецы спрятали Рамсеса в гробнице Аменхотепа II, откуда и был возвращён на прежнее место ныне пустой саркофаг. Обратите внимание на коптские граффити в дальней кладовой за погребальной камерой. Что касается самого Рамсеса, то судя по мумии, хранящейся в Египетском музее Каира, он был невысоким, лысым человеком с длинным носом. Он унаследовал трон в сорок с лишним лет и записал «завещание» своего выдающегося отца, Рамсеса III, на Большом папирусе Харрис.

  • Гробница Рамсеса IX

Гробница Рамсеса IX принадлежала одному из последних правителей (период правления: 1140-1123 годы до нашей эры) XX династии и всей эпохи Нового царства. Упадок царской власти выразился и в том, что изображения, выполненные в технике врезанного рельефа, вскоре уступили место плоской живописи, практически – рисункам. На стенах ступенчатого коридора (первоначально делившегося на две части пандусом для перевозки саркофага) мы видим Рамсеса перед богами и символические изображения из «Книги Пещер».

Обратите внимание на солнечные ладьи с крокодилами, головами и прочими диковинами на левой стене. Погребальная камера примечательна «Книгой Ночи» – жёлтыми фигурами на тёмно-синем фоне. Две фигуры богини ночи обрамляют потолок, в пространстве между ними закручивается водоворот из различных существ, звёзд и небесных ладей. Хотя погребальная камера царя пуста, его воскресение по-прежнему возвещает изображённый на стенах скарабей-Хепри, воплощение солнца, рождающегося на рассвете.

Знаменитую на весь мир гробницу Тутанхамона нельзя назвать ни большой, ни величественной по меркам Долины Царей, что соответствует непродолжительности правления юного фараона (период правления: около 1361-1352 годы до нашей эры) из XVIII династии. Её известность обусловлена довольно поздним открытием и огромным количеством сокровищ (большинство хранится в Египетском музее Каира).

После пяти бесплодных сезонов, проведённых археологом Говардом Картером, его покровитель лорд Карнарвон уже был готов оставить поиски, но 4 ноября 1922 года гробница была найдена. Опасения, что усыпальница разграблена, рассеялись, когда была открыта вторая запечатанная дверь – официально это состоялось 26 ноября, но на самом деле Картер и Карнарвон тайно проникли в гробницу накануне ночью и вынесли несколько предметов. В дальнейшем гробница была исследована самым тщательным образом.

Все 1700 предметов были описаны, зарисованы и сфотографированы in situ перед переносом в импровизированную лабораторию, размещавшуюся в гробнице Сети I, где Артур Мейс занимался их очисткой и консервацией. Разбор содержимого гробницы занял почти десять лет, весь процесс запечатлел на более чем 1800 снимках фотограф Гарри Бертон, превративший пустую гробницу в фотолабораторию.

В ноябре 1997 года все газеты мира написали о том, что 58 туристов и 4 охранника погибли от рук исламских экстремистов на средней террасе храма. Полиции потребовался целый час, чтобы прибыть на место преступления, и террористы даже могли бы скрыться на захваченном ими автобусе, если бы не преднамеренная авария, устроенная водителем около , и не местные жители, бросившиеся в погоню за преступниками. Этот день до сих пор помнят жители западного берега, особенно проводники групп, путешествующих на ослах – они видели резню с высокой скалы над храмом. С тех пор все памятники усиленно охраняются, а на Фиванских холмах установлены наблюдательные посты. Этот режим безопасности, похоже, сохранится ещё долгое время.

  • Храм Хатшепсут

Хатшепсут называла свой храм «джесер джесеру» – «чудо из чудес». В древние времена от Нила к нижней террасе, по-видимому, тянулась Аллея сфинксов с мирровыми деревьями и фонтанами (сохранились пни нескольких деревьев 3500-летнего возраста). В начале и в конце пандуса, ведущего на следующий уровень, стояли пары каменных львов (до наших дней сохранилось по одной фигуре из каждой пары). Прежде чем подниматься на следующую террасу, осмотрите портики, рельефы которых были обезображены сначала Тутмосом III, а затем Эхнатоном.

Изображения Амона, в отличие от портретов Хатшепсут, были восстановлены после фиванской контрреволюции. За северной колоннадой (справа от пандуса) можно увидеть идеализированные сцены сельской жизни; рельефы южной (левой) колоннады изображают перевозку из Асуана по реке двух обелисков – несомненно, тех, которые Хатшепсут установила в Карнаке.

Средняя терраса тоже некогда была усажена мирровыми деревьями, которые по заказу Хатшепсут были привезены из страны Пунт во время знаменитой экспедиции, изображённой на стенах одной из боковых колоннад. Вместе с рельефами второго портика, изображающими рождение Хатшепсут, и сценами в молельнях на другом конце террасы эти сюжеты относятся к главным достопримечательностям храма.

  • Портики средней террасы

Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения, рельефы которого утверждают божественное происхождение Хатшепсут. Осматривая их слева направо, сначала мы видим Амона в облике Тутмоса I и царицу Яхмес, мать Хатшепсут (сидит на кушетке), их колени соприкасаются. Дальше божества причудливого вида ведут царицу в родильный покой, где бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и её «ка» (представлены двумя фигурками мальчиков). При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребёнка, а Тот записывает подробности правления царицы. Выразительность лиц и тонкая моделировка фигур создают впечатление искренности, выходящей за пределы политической целесообразности.

Лестница на дальнем конце колоннады ведёт вглубь, в молельню Анубиса, украшенную желобчатыми колоннами и красочными росписями. Тутмос III и солнечный бог с головой сокола видны над нишей справа, Хатхор – на фасадной стене, дары Хатшепсут и Тутмоса, предназначенный Анубису – на остальных стенах. Здесь, как и в остальных местах, изображения Хатшепсут были сбиты после её смерти по приказу Тутмоса.

В противоположной части террасы находится знаменитая колоннада с изображениями экспедиции в страну Пунт (считается, что это территория современного Сомали). Из Пунта привозили драгоценную мирру – благовония для храмов, но Хатшепсут нужны были живые деревья для её храма. Рельефы побледнели от времени, но мы по-прежнему можем прочитать по ним всю историю экспедиции (слева направо).

Следуя приказанию Амона «создать Пунт в его доме», египетская флотилия отплывает от берегов Красного моря, её встречают правитель Пунта и его необычайно толстая супруга (возможно, страдающая слоновьей болезнью). В обмен на металлические топоры и прочие товары египтяне получают мирровые деревья, благовонную смолу, чёрное дерево, слоновую кость, коричное дерево и шкуры пантер; бабуины резвятся среди корабельных снастей. По возвращении домой всё привезённое приносится в дар Амону, а драгоценные деревья высаживают в садах храма.

Из колоннады мы попадаем в молельню Хатхор, лики и священные систры (музыкальные инструменты) которой украшают капители колонн. В первом зале богиня является и в человеческой, и в животной ипостасях. На левой стене Хатхор кормит грудью Хатшепсут (изображение которой здесь не было уничтожено). В следующем помещении находятся изящные рельефы со сценами праздничных процессий, сохранившие первоначальную раскраску. Вглядевшись вглубь святилища, вы увидите ещё одну нетронутую фигуру Хатшепсут, поклоняющейся божественной корове (слева), и нишу с портретом Сененмута (справа), которой не было бы видно при открытых дверях.

По некоторым сведениям, именно это посягательство на царский храм привело к его опале. В конце царствования Хатшепсут, после пятнадцати лет близких отношений с царицей и её дочерью Нефрура (о чём свидетельствует статуя из Каирского музея, которую некоторые считают доказательством отцовства Сененмута), его имя внезапно исчезает из всех текстов. В начале XX столетия археологи, раскапывавшие святилище, нашли корзины с деревянными изображениями мужских гениталий, вероятно, использовавшимися в обрядах плодородия.

  • Верхняя терраса и святилища

Современное состояние верхней террасы, к которой ведёт пандус с фигурами хищных птиц наверху – результат исследовательских и восстановительных работ, проводившихся польскими и египетскими учёными на протяжении нескольких десятилетий. За портиком с осирическими колоннами находится внутренний двор, к которому с двух сторон примыкают колоннады и святилища. Молельню Хатшепсут (слева) украшают изящные рельефы с изображениями жрецов и людей, несущих дары. С другой стороны располагается святилище Солнца – открытый двор с алтарём в центре.

Центральное святилище Амона вырублено в скале и ориентировано в направлении гробницы Хатшепсут, расположенной по другую сторону горной гряды, в Долине Царей. В эллинистический период святилище было расширено и посвящено Имхотепу и Аменхотепу, полубожественным советникам Джосера и Аменхотепа III. Под ним находится ещё одна погребальная камера Хатшепсут, которую она, возможно, предпочла официальной усыпальнице в Долине Царей, поскольку эта гробница была сооружена несколько позже.

  • Другие храмы

С верхней террасы храма Хатшепсут хорошо видны руины двух сходных построек, расположенных к югу. Поминальный храм Тутмоса III был ещё в давние времена разрушен оползнем, раскрашенный рельеф, найденный здесь археологами, можно увидеть в Луксорском музее.

Лучше сохранился более ранний храм Ментухотепа II (XI династия), первого фараона, избравшего своим местом погребения Фивы. В отличие от подражателей из XVIII династии, Ментухотеп действительно был похоронен на территории своего поминального храма; его заупокойная статуя выставлена в Каирском музее.

  • Тайные гробницы и пещеры

Останки Ментухотепа были обнаружены уже в новейшее время, но многие из царских гробниц эпохи Нового царства подвергались разграблению вскоре после похорон фараонов. В конце правления XXI династии жрецы спрятали сорок мумий в тайнике, расположенном к югу от храма Ментухотепа. Жители Гурны нашли тайник в 1875 году и спокойно торговали древностями на протяжении нескольких лет, пока власти не узнали об этом и не потребовали открыть местоположение тайника.

Здесь были обнаружены мумии Аменхотепа I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Находка гроба XXII династии за проходом, путь через который перегораживали царские мумии более раннего периода, поставила археологов в тупик. Когда пароход с мумиями на борту плыл вниз по реке к Каиру, крестьяне провожали его причитаниями и ружейным салютом в знак почтения. Это незабываемое зрелище можно увидеть в фильме «Мумия» Шади Абдель Салема, причисленном к классике египетского кинематографа (1975 год).

Постарайтесь уговорить охрану Дейр-эль-Бахри открыть для вас гробницу Сененмута, находящуюся по соседству с храмовыми комплексами. Наклонная шахта круто спускается вниз мимо помещения с бюстом Сененмута и великолепным астрономическим потолком, на её стенах изображены сюжеты из «Книги мёртвых». Непонятно, почему Сененмут построил эту гробницу, когда у него уже была готовая усыпальница в Гурне. В любом случае, недостроенная погребальная камера так и не была использована по назначению.

К сожалению, Служба древностей предпочитает не выставлять на обозрение редкий образец древнеегипетского «сортирного юмора», находящийся в пещере к северу от храма Хатшепсут. Среди прочих каракулей и надписей есть рисунок человека, совокупляющегося с персонажем в мужском царском парике и женском белье. Есть предположения, что изображение указывало на реальные отношения Сененмута и Хатшепсут или было порождено мстительной фантазией юного Тутмоса.

Некрополь Асасиф

На полпути между Дейр-эль-Бахри и гробницами вельмож расположен некрополь Асасиф, на территории которого работает несколько археологических экспедиций. Всего в некрополе 35 гробниц, из них лишь несколько относятся к XVIII династии, а остальные – к Позднему периоду (XXV-ХХVI династии), когда Фивы сначала находились под властью нубийцев, а затем – правителей из Дельты. Билеты в эти гробницы продаются в кассе Дейр-эль-Бахри.

Чаще всего бывает открыта гробница Пабеса (№ 279), «правителя дома божественной почитательницы Амона» в эпоху XXVI династии. В его гробнице отразилась одержимость Саисской династии эпохой Древнего царства – она имеет сходную планировку с усыпальницами . Массивный портал ведёт в окружённый колоннами двор, украшенный сценами охоты, рыбной ловли и возделывания виноградников (обратите внимание на изображение хозяйства пчеловода на центральной колонне). В передней камере находятся изображения погребальной процессии и путешествия в Абидос.

Также заслуживает внимания гробница Херуэфа (№ 192), управляющего хозяйством царицы Тэйе (Амарнская эпоха). Её рельефы, изображающие празднество сед, Тэйе и Аменхотепа III, музыкантов, танцоров и резвящихся животных, столь же лиричны, как сцены из гробницы Рамеса.

Гробницы вельмож

Гробницы вельмож – яркая противоположность царским усыпальницам. Если фараоны предпочитали прятать свои гробницы в укромных долинах, представителей фиванской знати и высших чиновников с пышностью хоронили у подножия холмов, возвышающихся над заупокойными храмами царей. Места погребения фараонов опечатывали и охраняли, последние пристанища вельмож оставались открытыми, чтобы их потомки могли совершать поминальные приношения. В оформлении царских гробниц господствуют сюжеты посмертного суда и воскресения, знать предпочитала сцены земной жизни и её вечного продолжения.

Пользуясь большей свободой творческого выражения, художники превосходили самих себя в живописности фресок (невысокое качество известняка не позволяло использовать технику рельефа). Общим мотивом для всех этих гробниц является изображение голубого лотоса, который, по мнению одного шведского египтолога, использовался как стимулятор в обрядах сексуального характера: это растение содержит биофлавоноиды, сходные по действию с экстрактом гинкго.

Планировка гробниц демонстрирует дальнейшую эволюцию погребальной архитектуры по сравнению с усыпальницами Среднего царства в Бени-Хасане. Многие из них имеют двор, поперечный зал перед входом и расположенное за ним святилище с нишей, в которой стояло изображение умершего (или всех членов семьи). Строго говоря, это скорее молельни, чем собственно гробницы, поскольку их погребальные камеры располагаются на дне глубоких шахт и, как правило, недоступны.

За исключением гробниц некрополя Асасиф около Дейр-эль-Бахри все открытые для посещения памятники сосредоточены вокруг полуразрушенной деревни Гурна. Они делятся на четыре группы (для посещения каждой группы нужно купить отдельный билет в главной кассе), а именно: усыпальницы Рехмира и Сеннефера; Рамеса, Усерхета и Хаэмхета; Нахта и Менны; Хонсу, Усерхета и Бениа.

Первые две расположены западнее остальных, вдали от дороги; следующие три – вниз по холму в сторону Рамессеума; две последние группы гробниц находятся на северо-востоке, ближе к Дейр-эль-Бахри. Хотя указателей сейчас стало больше, ориентироваться на местности не так-то просто – гробницы перемежаются домами, окружёнными невысокими стенами. Хорошей стартовой точкой послужит автостоянка, расположенная ниже по склону холма от гробницы Рехмира.

Чтобы посетить все гробницы и музей, потребуется примерно два часа, поэтому большинство туристов ограничивается только одной группой усыпальниц или наиболее интересными памятниками. В отличие от смотрителей в Долине Царей, местные сторожа могут попросить бакшиш или даже устроить какой-нибудь трюк с освещением, поэтому фонарик вам, определённо, пригодится.

  • Открытие Гурны

По дороге к гробнице Сеннефера (идите вверх по холму от автостоянки и возьмите левее у мечети) находится музей «Открытие Гурны» (ежедневно, кроме вторника, 8.00-12.00 и 14.00-17.00), экспозиция которого рассказывает, как менялся облик деревни на протяжении тех столетий, когда здесь шли археологические раскопки.

Первоначально жители Гурны были бедуинами и приходили сюда с равнины в поисках сокровищ. Но поскольку европейские учёные искали папирусы, черепки и прочие вещи, которые раньше считались никчемными, ремесло грабителей превратилось в полноценный бизнес. Конфликт с властями усугубил недоверие жителей Гурны к чужакам.

Если археологи сокрушались по поводу торговли древностями, то зарубежные музеи и коллекционеры, наоборот, тайно поддерживали её. В настоящее время жители Гурны лишились основного блага цивилизации – водопровода, поскольку вода протекает в трещины в породе и разрушает гробницы. Она подаётся только в мечеть и дом, где живут немецкие археологи, поэтому деревенские женщины и девочки ежедневно взбираются по склону холма с вёдрами воды.

Экспозиция, состоящая из архивных фотографий и копий с рисунков Роберта Хея (оригиналы хранятся в Британской библиотеке), была организована Каролиной Симпсон, давно живущей в деревне, и местными жителями, надеждам и опасениям которых посвящён последний раздел выставки. Вход в музей бесплатный, пожертвования приветствуются.

Богато украшенная гробница Рехмира, расположенная справа от мечети, проливает свет на внутреннюю и внешнюю политику Тутмоса III и Аменхотепа II, при которых этот человек был визирем. Сильно повреждённые росписи поперечного зала изображают Рехмира, собирающего налоги в Верхнем и Нижнем Египте и осматривающего храмовые мастерские, отряды колесничих и поля с работающими там людьми. За изображениями предков Рехмира мы видим, как работники давят виноград в больших кадках, процеживают сок и разливают его в огромные кувшины.

Вдоль задней стены размещены сцены охоты в пустыне и знаменитая композиция, на которой Рехмир принимает дань от иноземцев. Среди даров изображены вазы с и островов Эгейского моря (четвёртый ярус); жираф, обезьяны и слоновьи бивни из Пунта и Нубии (третий ярус), колесницы и лошади из Сирии (второй ярус).

Коридор, высота которого увеличивается по мере спуска к ложной двери, украшен сценами разнообразных работ и повседневной жизни. Рабы ссыпают зерно в хранилища, затем оно раздаётся в качестве платы оружейникам, плотникам, скульпторам и другим ремесленникам, работающим на государство. Идеализированная сцена пира с женщинами-музыкантами переходит в пейзаж загробного мира с озером и деревьями. Также обратите внимание на погребальную процессию Рехмира и дары, предназначенные для использования в загробном мире.

  • Гробница Сеннефера

Пройдя 50 метров от гробницы Рехмира вверх и влево по холму, вы найдёте ещё одну красочную гробницу, сохранившуюся гораздо лучше. В неё ведёт извилистая лестница с низким потолком. Гробница Сеннефера известна также как «Гробница виноградных лоз» благодаря соответствующим изображениям на потолке передней камеры. Сеннефер, правитель Фив и смотритель угодий Амона при Аменхотепе II, отвечал, помимо прочего, за местные виноградники.

На стенах молельни изображена его погребальная процессия (слева), путешествие в (задняя стена, справа) и временное пребывание мумии у Анубиса (справа). На квадратных столбах мы видим изображения Хатхор, глаза которой «следят» за посетителями гробницы. На внутренней стороне дальней левой колонны можно увидеть небольшое изображение древесного божества.

  • Гробница Рамеса

Спустившись вниз по грунтовой дороге в юго-восточном направлении, вы придёте к гробнице Рамеса, который был визирем и правителем Фив непосредственно перед Амарнским переворотом и сразу после него. Его просторная гробница отражает момент перехода от почитания Амона к культу Атона – в ней есть как традиционные рельефы, так и памятники амарнского стиля (последние не закончены, поскольку Рамес последовал за Эхнатоном в новую столицу). Помимо рельефов гробница знаменита также тем, что в ней сохранился внутренний двор – характерный элемент всех гробниц знати.

На передней стене колонного зала находятся прекрасные рельефы, относящиеся к зрелому классическому стилю эпохи Аменхотепа III, отца Эхнатона. Традиционные изображения Рамеса с супругой и Аменхотепа III и царицы Тэйе, приносящих жертвы, выглядят почти живыми благодаря исключительной тонкости передачи фигур, распространяющейся также на изображения их пирующих друзей и родственников. Плавные жесты плакальщиц вносят лиризм в стандартную сцену погребения, на которой Рамес, его жёны и жрецы воздают почести Осирису.

Несмотря на плохую сохранность, рельефы задней стены ясно указывают на возникновение культа Атона и зарождение амарнского стиля. Те, что расположены слева, были изготовлены до того, как Аменхотеп IV взял себе новое имя Эхнатон и стал приверженцем культа Атона, поэтому царь изображён здесь вместе с богиней истины Маат. Он сидит под балдахином и принимает цветы от Рамеса (обратите внимание на красную сетку и чёрные контуры фигур, с помощью которых художник переносил рисунок на стену, прежде чем приступить к вырезанию фигур).

Однако соответствующая композиция справа изображает царя уже как Эхнатона, стоящего вместе с Нефертити у окна дворца под лучами Атона. Внизу мы видим набросок фигуры Рамеса, принимающего в дар от царской четы золотую цепь. Трактовка черт его лица уже определённо амарнская, но они не столь утрированы, как у фараона и его супруги. Из не совсем понятных соображений «безопасности» невысокая стена преграждает путь во внутреннее святилище, в то время как абсолютно ничего не предпринято для того, чтобы предостеречь посетителей от прохода в тёмный боковой туннель. Будьте осторожны – он внезапно обрывается над погребальной камерой Рамеса, расположенной на 15 метрах ниже пола.

  • Гробница Усерхета

Южнее гробницы Рамеса расположена усыпальница Усерхета, царского писца при Аменхотепе II. Хотя некоторые изображения были уничтожены христианскими отшельниками, которые жили в помещениях гробницы, сохранившиеся росписи удивляют своей яркостью и нетрадиционными розовыми оттенками. Гробница примечательна также своим освещением: солнечные лучи попадают внутрь, отражаясь от зеркала, так же как и в те времена, когда художники расписывали стены.

В переднем помещении по обе стороны от дверного проёма находятся сцены, на которых люди делают вино, собирают урожай, пасут скот, метят клеймом животных и собирают зерно для царских хранилищ, а также традиционные сюжеты принесения даров. На задней стене мы видим пекарей, оценщиков золота и – ниже – парикмахера, стригущего клиентов в тени дерева.

Сцена погребальной трапезы, особенно женские фигуры, была сильнее других испорчена отшельниками. Во внутреннем помещении находятся изображения Усерхета, охотящегося с колесницы на газелей, зайцев и шакалов, ловящего рыбу и птиц в зарослях тростника, а также сцены похорон. В нише дальней стены стоит лишённая головы статуя жены владельца гробницы.

  • Гробница Хаэмхета

Совсем рядом находится гробница Хаэмхета, царского писца и смотрителя хранилищ при Аменхотепе III, войти в которую можно через внешний двор. Некогда отсюда можно было попасть в две другие гробницы, ныне закрытые. Снаружи по бокам от дверного проёма находятся рельефы с изображениями Хаэмхета, поклоняющегося Ра, и полного набора инструментов для церемонии «отверзания уст» (справа). В поперечном зале с красно-чёрным орнаментированным потолком лучшие рельефы располагаются слева.

Фигура змееголовой Рененутет, богини урожая, практически не сохранилась, но пока ещё можно разглядеть сцену с кораблями, входящими в гавань Фив с грузом зерна (она находится ближе к нише со статуями Хаэмхета и Имхотепа). Слева от двери, ведущей в коридор, в нижнем ярусе фигур изображена Хатхор в окружении священных коров, кормящая грудью младенца-царя. Ловля рыбы, охота на птиц и сцены семейного быта украшают правую стену коридора, ведущего в молельню с тремя нишами, где стоят статуи Хаэмхета и членов его семьи.

  • Гробница Нахта

К северо-востоку от последнего пристанища Рамеса находится гробница Нахта. В её переднем помещении располагается небольшой музей с прорисовками рельефов и копией заупокойной статуи Нахта, которая затонула при перевозке в Америку в 1917 году. Нахт был смотрителем виноградников и хранилищ Амона при Тутмосе IV, а также царским астрономом, однако, наблюдение за звёздами не входит в число видов деятельности, изображённых на стенах его гробницы. Единственная часть гробницы, украшенная росписями – это поперечная передняя камера. Декор потолка напоминает плетёную циновку, а над великолепными стенными росписями тянется фриз хекер.

С одной стороны мы видим насыщенную деталями сцену: Нахт наблюдает за сбором урожая. В нижнем ярусе крестьянин рубит дерево, в то время как другой жадно пьёт воду из бурдюка; выше две женщины подбирают колосья, у одной из них не хватает руки. Рядом со стелой, рассказывающей биографию Нахта, находится знаменитая сцена пира со слепым арфистом и гибкими танцовщицами, развлекающими гостей владельца гробницы, который изображён рядом с женой Тауи. Под его стулом кошка ест рыбу. К сожалению, сами фигуры Нахта и Тауи были сбиты.

Уничтожение фигуры Нахта и имени Амона обычно связывается с событиями Амарнской эпохи, однако выдолбленные отверстия на месте глаз в сцене охоты наводят на мысль о личной вражде. К счастью, ничего подобного не случилось с изображениями в углу, на которых крестьяне давят ногами виноград в кадках, ловят силками птиц и заготавливают дичь впрок (внизу). В простом внутреннем помещении находится ложная дверь, раскрашенная под асуанский гранит, и глубокая шахта, ведущая в погребальную камеру (недоступна).

Ещё больше сцен сельской жизни можно увидеть в соседней гробнице Менны, который был управляющим поместьями при XVIII династии. Во входном коридоре мы видим Менну с женой и дочерью, воздающих почести солнцу. На изображениях в левом крыле переднего помещения он наблюдает за работами на полях (обратите внимание на изображения двух девочек, дёргающих друг друга за волосы в дальнем конце третьего яруса), пирует и приносит жертвы в сопровождении супруги.

В сценах на противоположной стене супруги участвуют в религиозных церемониях вместе с Анубисом, Осирисом, Ра и Хатхор. Дальнее помещение, украшенное главным образом погребальными сюжетами, оживляет сцена охоты и рыбной ловли, находящаяся справа. От заупокойной статуи Менны в нише сохранились только ноги. Обратите внимание на сцену хаджа на стене дома, стоящего возле гробницы.

  • Гробницы Хонсу, Усерхета и Бениа

Три небольшие усыпальницы возле гробниц Нахта и Менны были открыты для публики в 1992 году. Темы росписей стандартны: сцены жертвоприношений, охоты, рыбной ловли и погребальных обрядов. В гробнице Усерхета (не путать с Усерхетом, которому принадлежала гробница № 56!) смотритель за бакшиш покажет вам мумифицированную голову.

  • Некрополь Эль-Хоха

Некрополь Эль-Хоха находится в отдалении от остальных гробниц, к нему ведёт грунтовая дорога, начинающаяся у алебастровой мастерской в Шейх Абд эль-Гурна. Местные гробницы были построены для трёх чиновников эпохи Нового царства. Неферренпет (известный как Кенро) служил писцом в сокровищнице; на росписях во внутреннем помещении гробницы он проверяет поставки золота и продуктов. Здесь же изображены скульпторы и ткачи за работой.

Золотисто-жёлтые, красные и голубые тона росписей, яркий орнамент на потолке и наличие статуй владельца гробницы и его жён (сильно обезображенные) также характерны для соседней гробницы Неферсехеру. И в росписях (справа от входа), и в скульптуре этой гробницы (в нишах) жёнам владельца уделено большее внимание. История сохранила их имена: Маатму, Сехемуи и Нефертари. Мумии женщин были погребены в шахте сбоку от коридора, который ведёт в соседнюю гробницу Тхутмоси (сейчас недоступна).

  • Гробницы Раи и Шураи

Недавно были найдены две гробницы на краю Дра абуль-Негга, на расстоянии чуть больше километра от Эль-Хоха. Сюда можно добраться на маршрутке, следующей в Эль-Джебаннах; нужно сойти у рекламного щита с портретом Мубарака и идти дальше по тропе налево.

Росписи обеих гробниц сохранили удивительную яркость красок. Раи, верховный жрец при Хоремхебе, был владельцем небольшой прямоугольной усыпальницы (№ 255), украшенной изображениями плакальщиц, священных быков и заупокойных даров, контрастом к которым служит яркий потолок с жёлтыми, красными, чёрными и белыми крестами, расположенными в шахматном порядке.

Шураи, почти что его тёзка, отвечал за жаровни храма Амона при XIX династии и владел большей по размерам, Т-образной в плане гробницей (№ 13). Её росписи сохранились во фрагментах или в виде предварительных набросков, наиболее интересен фриз с карликами в верхней части стены переднего зала (слева).

Храм Рамессеум

Рамессеум – заупокойный храм Рамсеса II – был построен, чтобы внушить благоговейные чувства подданным, обеспечить фараону вечную жизнь после смерти и навеки связать его с богом Амоном. Если бы Рамессеум сохранился в первозданном виде, он ничуть не уступал бы великому храму в Абу-Симбеле ни в монументальности, ни в проявлениях беззастенчивого возвеличивания Рамсесом собственной персоны. Но, основав его рядом с более ранним храмом на ежегодно затопляемой территории, Рамсес невольно обрёк свой монумент на уничтожение. Впоследствии его обвалившиеся колоссы будут выглядеть как издёвка над самоуверенностью правителя и вдохновят Шелли на создание сонета «Озимандия».

Писатели XIX столетия знали эти руины как Мемноний. Их современное название вошло в моду лишь в конце столетия. К этому времени из Рамессеума было вывезено немало скульптур, в том числе голова одного из упавших колоссов весом в семь тонн (ныне – в ). Но запустение придавало традиционной архитектуре романтическую окраску, тот оттенок грусти, который заставил Гарриет Мартино задуматься о том, как «насилие, немыслимое для нас, использовалось для разрушения того, что было создано непостижимым для нас искусством».

Поскольку набеги больших групп туристов происходят нечасто, Раммесеум кажется тихим и спокойным местом. Безмятежность обстановки усиливается группой деревьев, растущих у Первого пилона. Они создают приятный контраст к пустынной суровости остальных памятников некрополя. Чтобы увидеть знаменитые колоссы и лучшие рельефы, хватит и получаса, но многим хочется задержаться здесь подольше. В соседнем доме для отдыха Ramesseum подают прохладительные напитки и горячие обеды, здесь есть туалеты. Не забудьте купить билет в центральной кассе, прежде чем отправляться сюда.

  • Экскурсия по Рамессеуму

Как и другие поминальные храмы Фиванского некрополя, Рамессеум обращён фасадом к Нилу. Входом в храм первоначально служил первый пилон. Повреждённый тем же землетрясением, что и колоссы, этот пилон сейчас одиноко стоит среди зарослей кустарника рядом с засыпанной галькой впадиной, которая некогда была первым двором храма. В 1983 году Рол нашёл здесь свидетельства для своей «новой хронологии»: на самом верху пилон есть каменный блок с надписью, сообщающей, что на восьмом году правления Рамсес разграбил город под названием Шалеем. Рол считает, что это Иерусалим эпохи царя Соломона.

Посетители входят в храм через левое крыло второго двора и сразу видят перед собой упавшую колоссальную статую Рамсеса II. Эта каменная глыба на троне некогда возвышалась над ступенями, соединявшими первый двор со вторым. Статую высотой 18 метров и весом примерно в 1 тысячу тонн превосходили только колоссы Мемнона, и то благодаря их постаментам. Приблизительно во II веке нашей эры статуя рухнула, её верхняя часть проломила второй пилон и упала во дворе.

Голова и торс колосса лежат там и поныне; ширина плеч статуи составляет 7 метров, картуш на бицепсе гласит: «Царь царей». В нижнем дворе находятся другие фрагменты, главным образом куски рук и ног. В 1852 году Дин Стэнли писал: «Сидя на его груди и глядя на статуи Осириса, поддерживающие портики храма, понимаешь, что те перед ним – пигмеи».

За коренастыми осирическими пилястрами возвышается то, что осталось от второго пилона, на внутренней стороне которого сохранились сцены битвы при Кадеше и празднества в честь бога урожая Мина. На дальнем конце второго двора, где три лестницы поднимаются к колоннаде портика, находится ещё один упавший колосс Рамсеса, меньший по размерам и более фрагментированный. Однако на лице статуи пострадал только нос. Первоначально здесь стояло два таких колосса, но второй – прозванный «Молодым Мемноном» – был в 1816 году вывезен Джованни Бельцони в . Имя «Озимандия» происходит от одного из царских титулов – Усер-Маат-Ра, – неправильного прочтённого древними греками.

Расположенная дальше основная часть Рамессеума сохранилась довольно хорошо. Первая группа рельефов, заслуживающих внимания, находится на стене портика, между центральным и левым дверными проёмами. Над нижним ярусом с изображениями одиннадцати царских сыновей появляется сам Рамсес в компании Атума и Монту (который подносит к его носу иероглиф «жизнь»). Справа он преклоняет колени перед фиванской триадой, в то время как Тот записывает имя царя на пальмовом листе (в центре). В верхнем регистре Рамсес совершает жертвоприношение Птаху и подносит дары итифаллическому Мину.

В Большом гипостиле насчитывалось 48 колонн, 29 из них всё ещё стоят на своих местах. Более высокие колонны центрального нефа имеют форму связок папируса, увенчанных бирюзовыми, жёлтыми и белыми капителями в форме цветов лотоса; они поддерживали выступающую часть крыши. Боковые колонны ниже, их капители выполнены в форме бутонов папируса. Рядом с входом на стене находятся рельефы с изображениями египетских воинов, которые штурмуют стены хеттского города Дапур, защищаясь щитами от стрел и камней.

Рельефы в дальней части зала изображают богиню-львицу Сехмет (крайняя справа), которая ведёт Рамсеса к сидящему на троне Амону; тот одаряет царя дыханием вечной жизни с помощью знака анх. В нижней части мы видим нескольких сыновей Рамсеса. Обратите внимание на имена охотника за древностями Бельцони и его покровителя, британского консула Генри Солта, вырезанные на правом косяке двери.

Дальше располагаются два меньших по размеру гипостиля. В первом из них сохранился потолок с астрономическими изображениями, среди которых – самый древний из известных нам календарь с двенадцатью месяцами (был ли он лунным или солнечным – спорный вопрос). Обратите внимание на ладьи Амона, Мут и Хонсу, а также фигуру Рамсеса под священным деревом, рядом с Атумом, Сешет и Тотом. Из многочисленных надписей, нацарапанных посетителями на колоннах за тысячелетия, самая странная – «Puckler Muskau».

Предполагают, что разрушенные молельни были посвящены Амону, божественному Рамсесу и его славным предкам, поскольку всё сооружение было построено рядом с более ранним храмом Сети I, тоже включавшим в себя святилища Сети и его отца Рамсеса I, тесно связанных с Амоном. Скудные остатки этого храма находятся к северо-востоку от портика и гипостиля. Весь комплекс был окружён подсобными постройками из кирпича-сырца. Некогда они занимали территорию, втрое превосходившую площадь самого храма, и включали в себя мастерские, кладовые и жилища работников. Эти постройки сохранились гораздо лучше, чем царский дворец и примыкавший к гипостилю храм Туйи, от которого остались лишь основания стен и колонн.

  • Другие поминальные храмы

В древности Рамессеум был лишь одним из полудюжины заупокойных храмов, стоявших на краю плодородной равнины. Храм Мернептаха, четырнадцатого (или тринадцатого) сына Рамсеса II, расположен непосредственно к югу от Рамессеума. При его постройке использовался камень из огромного комплекса Аменхотепа III, который некогда простирался за колоссами Мемнона. Памятник был недавно открыт для посетителей после тридцати лет исследовательских и реставрационных работ, проводившихся швейцарскими археологами.

Он состоит из отдельных фрагментов храмового комплекса, помещённых на их первоначальные места и дополненных для устойчивости современной кладкой. Вход в комплекс (идти пешком мимо Marsam Hotel) отмечает местоположение первого пилона. В музее выставлены рельефы с территории храма (сорок процентов из них первоначально украшали храм Аменхотепа III) и документы, рассказывающие о реставрации памятника (1971-2001 годы).

Далее с левой стороны стоит копия знаменитой стелы Израиля, содержащей самое раннее упоминание об Израиле за пределами библейских текстов (ещё одна копия стелы находится в Карнакском храме). Охранники могут открыть для вас ещё одну часть комплекса, где находятся остатки монументальных ворот из храма Аменхотепа III, повторно использованных Мернептахом.

От храмов Тутмоса IV, Тутмоса II, Эйе и Хоремхеба, в древности длинной чередой стоявших вдоль края равнины, ничего не осталось, но возле деревни Гурна Таариф сохранился храм Сети I (доехать до него можно на маршрутках от Старой Гурны или Гезиры). На территории памятника работают немецкие египтологи, но в храм пускают посетителей. Внутри можно посмотреть на грубые рельефы, посвящённые Амону, Сети и Рамсесу I. В этом случае билет тоже нужно покупать заранее в центральной кассе.

Дейр-эль-Медина (посёлок работников некрополя)

В посёлке Дейр-эль-Медина жили каменщики, живописцы и скульпторы, которые создавали царские гробницы в Долине Царей. Поскольку многие из них были грамотными и оставили после себя записи на папирусе и остраконах, мы знаем об их спорах, вражде, личной жизни. Находясь на службе у государства, они раз в две недели получали продуктовый паёк, состоявший из пшеницы, вяленого мяса и рыбы, лука, бобов и пива. Общая стоимость продуктов равнялась цене одного быка. Когда выплаты задерживались (что часто случалось при XX династии, когда царская власть пришла в упадок), рабочие откладывали свои инструменты и устраивали сидячие забастовки в Мединет-Абу или демонстрации в Луксоре.

Обычно они работали по восемь часов в день, ночевали в лачугах рядом с гробницами и после десяти дней работы возвращались к семьям в Дейр-эль-Медину. Этот порядок соблюдался из поколения в поколение, многие профессии были наследственными. В свободное время ремесленники выполняли заказы частных лиц или вместе с товарищами строили свои собственные гробницы, над которыми сооружались пирамиды высотой в рост человека. Для росписи этих гробниц использовались сюжеты из царской иконографии и усыпальниц вельмож, спародированные в знаменитом Сатирическом папирусе (в нём можно увидеть животных, судящих души умерших, собирающих налоги и играющих в ceнeт).

Великолепную панораму поселения можно увидеть с холма во время поездки на ослике в Долину Царей, но всё же главной достопримечательностью являются гробницы. Нужно иметь в виду, что билет для посещения Дейр-эль-Медины (6 фунтов) не подразумевает осмотр гробницы Пашеду – туда продают отдельные билеты (11 фунтов). И те, и другие билеты можно купить только в центральной кассе. До Дейр-эль-Медины нетрудно дойти пешком от главной дороги, а также от Долины Цариц или Мединет-Абу.

Ближайшая к входу пирамида обозначает местоположение гробницы Сеннеджема (или Сеннутема), на пути в её сводчатую погребальную камеру находятся крутые лестницы и два передних зала. Красочные росписи изображают итифаллических бабуинов (справа в конце стены), Осириса и Поля Иару, Анубиса, совершающего обряд над мумией Сеннеджема (передняя стена, с левого края). Гробница Инхерхаа (№ 359) имеет сходную планировку, потолок её передней камеры украшен сложным абстрактным орнаментом.

На левой стене погребальной камеры изображён владелец гробницы вместе с Упуаутом и Хепри; Анубис наделяет жизненной силой его мумию; супруга Инхерхаа поклоняется Хору-соколу; его обнажённые дочери совершают возлияния. В гробнице Пашеду (№ 3) можно увидеть фигуры умерших людей, молящихся под деревом возрождения, ниже которого изображены воды Аментет, «Скрытой страны», где судят души умерших. В отличие от остальных гробниц Дейр-эль-Медины в усыпальнице Ипуи (№ 217) вместо обрядовых сцен и изображений божеств мы видим картины повседневной жизни. Гробница Иринефера (№ 219) официально закрыта, но в неё можно попасть за бакшиш.

К северу от посёлка рабочих находится храм эллинистического времени, посвящённый Маат и Хатхор, лики которой украшают пилястры между внешним двором и наосом храма. Три молельни украшены сценами из «Книги мёртвых», в левом святилище мы видим похожее на гиену божество – «Пожирателя душ», – которое поджидает тех, кто будет признан виновным на суде Осириса. У входа в храм выцарапано множество греческих надписей. В начале христианской эпохи на территории храма и посёлка работников жили монахи, отсюда происходит арабское название Дейр-эль-Медина – «Городской монастырь».

Вконтакте

Долина царей - некрополь в окрестностях древних Фив, неподалёку от современного Луксора. В течение 500 лет древние египтяне хоронили здесь своих владык. В настоящее время найдено более 60 гробниц фараонов, их детей и высокопоставленных сановников эпохи Нового царства (1150-1069 гг. до н. э.). Долина царей включает два ответвления – западное и восточное, в котором сосредоточено большинство захоронений.

В 1979 году Долина царей, являющаяся крупнейшим археологическим комплексом, была признана ЮНЕСКО объектом Всемирного исторического наследия.

Как появилась Долина царей

Грандиозные пирамиды эпохи Древнего царства и внушительные гробницы фараонов Среднего царства были разграблены ещё в древности. Памятуя о печальной участи усыпальниц своих предшественников, фараоны Нового царства стали строить свои гробницы в пустыне, в окружённой горами труднодоступной долине, вход в которую тщательно охранялся. Поминальные храмы, в которых воздавались почести усопшим, находились на почтительном расстоянии от мест захоронения.

Сами гробницы строились максимально незаметными и недоступными. Погребальные камеры располагались глубоко в толще камня, к ним вели узкие, иногда очень длинные и запутанные ходы, оборудованные разного рода ловушками. Входы в гробницы наглухо замуровывались и тщательно маскировались.

Усыпальницы Долины царей имели разное устройство. Некоторые из них представляли собой глубокие колодцы, входы в другие были устроены в скальных стенах ущелья, а сами погребальные камеры располагались значительно ниже уровня поверхности. Третьи гробницы имели строго горизонтальную ориентировку.

В более поздних захоронениях перед погребальной камерой располагался зал-вестибюль, а за залом саркофага устраивалась сокровищница. Сюда помещали всё, что могло понадобиться покойному в загробной жизни – мебель, предметы быта, одежды и драгоценности. В стенах погребальной камеры высекались глубокие ниши, где хранились канопы – сосуды для внутренностей фараона.

Помещения гробниц расписывались изображениями, рассказывавшими о жизненном пути и деяниях усопшего владыки. Зачастую эти фрески являются единственным источником, позволяющим определить, кому принадлежит гробница, поскольку практически все они разграблены ещё в древности.

Кто похоронен в Долине царей

Название некрополя – не просто фигура речи. Почти все усыпальницы принадлежат фараонам. Редкими исключениями являются гробницы детей монархов или высших сановников Египта, например, гробница Баи, главного советника женщины-фараона Таусерт. Цариц Египта, детей фараонов и представителей высшей знати хоронили обычно в Долине цариц, расположенной неподалёку.

Первым похороненным в Долине царей фараоном был Тутмос I (1502-1494 гг. до н. э.), выдающийся государственный деятель, искусный полководец, дошедший в своих походах до Евфрата. Его гробница представляет собой узкий глубокий колодец, оканчивающийся погребальной камерой.

Впоследствии структура усыпальниц значительно усложнилась. Так, гробницы Тутмоса III и Аменхотепа II представляют собой целый подземный комплекс, состоявший из зала-вестибюля, просторного колонного зала, погребального покоя и расположенной за ним сокровищницы. На стенах всех помещений сохранились великолепные фрески, в мельчайших подробностях описывающие повседневную жизнь фараонов.


На фото 3D модель подземных помещений Долины Царей

В Долине царей похоронены многие знаменитые владыки Древнего Египта – Сети I, Рамзес II, фараон-реформатор Эхнатон, царица Хатшепсут и другие. Но самой известной является открытая в 1922 году гробница Тутанхамона, единственная неразграбленная царская усыпальница некрополя.

Тутанхатон («угодный Атону») правил в 1332-1323 гг. до н. э. После того, как имя его отца Эхнатона было проклято жрецами, монарх стал именоваться Тутанхамоном («угодный Амону»). Инвентарь его гробницы даёт представление о том, что брали с собой фараоны в последний путь. В захоронении обнаружено около 5 тысяч предметов – кресла, светильники, одежда, письменные принадлежности, драгоценные украшения, светильники, оружие и даже позолоченная колесница.

Богатство находок дало историкам основание считать открытие гробницы Тутанхамона главной археологической находкой столетия. Можно только предполагать, что же взяли с собой в последний путь великие завоеватели Сети I или Рамзес II, если «посмертный багаж» даже столь незначительного владыки, как Тутанхамон, поражает своим великолепием.

Грабители царских могил

Фараоны Нового царства создали целую систему охраны некрополя. Вход в долину стерегли специальные подразделения, сам некрополь постоянно патрулировался.

Однако все предосторожности не смогли уберечь могилы от разграбления. Древние папирусы сообщают об ограблении усыпальниц в период правления ХХ династии, когда некрополь был ещё действующим. Более того, расхищение погребального инвентаря велось и на официальном уровне. В конце Нового царства сокровища, захороненные с первыми фараонами, тайно выносились из гробниц, переплавлялись и шли в казну для поддержки государственных финансов.

Грабители обычно уничтожали и сами мумии во избежание мести царственных покойников. В конце периода ХХ династии жрецы собрали уцелевшие саркофаги с мумиями и спрятали их в труднодоступных гробницах Аменхотепа II и верховного жреца Амона Пинеджема.

В период анархии, начавшейся в XI веке до н. э., практически все гробницы Долины царей были разграблены. Однако кое-что досталось и грабителям позднейшего времени. Гробница Пинеджема была обнаружена некими братьями Рассул в 1871 году. В течение 10 лет они распродавали найденные там предметы погребального инвентаря, пока их не выследила египетская Служба древностей, которой руководил один из корифеев египтологии Гастон Масперо.

Во избежание более сурового наказания, братья указали местоположение гробницы. Когда археологи подняли на поверхность её содержимое, они не поверили своим глазам. Но их поразила не роскошь найденных ценностей. В гробнице находились десятки мумий фараонов, в том числе Тутмоса III, Рамзеса II, Сети I, само существование которых ставилось под сомнение из-за масштабности деяний, приписанных этим персонажам древнеегипетской традицией. Находка братьев Рассул эти сомнения развеяла.

Сегодняшний день Долины царей

Научные изыскания в Долине царей активно ведутся и сейчас. Многие захоронения изучены не до конца. В некрополе работает специальная экспедиция, каждый год открывающая новые факты истории Египта.













Первое после 1922 года открытие новой гробницы в Долине царей состоялось в 2006 году. Захоронение оказалось нетронутым, однако это не царская усыпальница, инвентарь её крайне скуден. В 2008 году были обнаружены входы в две подземные катакомбы, заваленные камнями. Изучение их пока не началось.

Долина царей хранит ещё немало тайн. Наверняка и сейчас где-то в толще раскалённых утёсов в прохладной тьме своих усыпальниц фараоны и вельможи Египта ждут Суда Осириса.

Некрополь вызывает живейший интерес множества туристов. Обычно экскурсии сюда организуются в комплексе с посещением Карнака, Луксора и храма Хатшепсут Это делает Долину царей одним из самых посещаемых туристических объектов Египта. Здесь бывает до 9000 человек в день. И это неудивительно. Дыхание древности в скрытых под землёй царских гробницах, молчаливое общение с изображёнными на их стенах умершими тысячелетия назад людьми оставят незабываемые воспоминания.