Аппиева дорога в Риме: история создания и описание. Маршрут по аппиевой дороге в риме Как добраться из рима в капую

Аппиева дорога - самая известная из тех, что были построены древними римлянами. Это древняя трасса "федерального значения", соединяющая главные города Римской Империи. Вымощенная огромными булыжниками в три ряда, она интересна не только как чудо античной инженерной мысли: вдоль нее также расположено много любопытных достопримечательностей. Сюда непременно стоит приехать, чтобы ощутить неповторимую атмосферу Вечного города.

Почему Аппиева?

Такое название дорога получила в честь Аппия Клавдия, консула и военачальника, которому принадлежала идея строительства. Он же и занимался ее строительством (начало сооружения относят к 312 году до н.э.), израсходовав на это практически весь государственный бюджет. За растраты его долгое время критиковали, но впоследствии экономическая целесообразность дороги была не раз подтверждена.

В древности римляне также называли ее Regina Viarum, в переводе "царица дорог".

Политические оппоненты также упрекали Аппия в том, что дорогостоящий проект он использовал для прославления своего имени. В этом есть доля правды: несмотря на огромный вклад, который консул внес в развитие юриспруденции и литературы Древнего Рима, первое, что приходит в голову при упоминании его имени - дорога.

Чудеса строительства римских дорог

Римляне научились строить отличные дороги уже более 2000 лет назад до нашей эры.

Аппиеву дорогу строили поэтапно в период с IV века до н.э. по II век до н.э. Старейший участок дороги длиной около 200 км вел из Рима на юго-восток, в город Капуя. Затем был построен второй отрезок - до города Беневенто, что в 40 км к востоку от Капуи. Последним сегментом была 300-километровая дорога на юго-восток от Беневенто до Брундизи, порт на берегу Адриатического моря. Из него переправлялись на Балканский полуостров. Там, в месте, где сейчас стоит албанский город Дуррес, начиналась другая римская дорога - Эгнатиева, которая вела в Константинополь.


Уникальность Аппиевой дороги не столько в длине, сколько в долговечности - хотя она активно эксплуатировалась почти полторы тысячи лет, ее до сих пор можно использовать по прямому назначению. Те же участки полотна, которые непригодны для этого, были разрушены не временем, а владельцами придорожных земель: когда в Средневековье дорогой перестали пользоваться, они выкорчевывали из нее каменные плиты, чтобы использовать их при постройке домов.

Секрет износостойкости покрытия - в передовых для того времени технологиях: холмы и низины предварительно выравнивали, тесаные камни укладывали на несколько слоев гальки и песка, рельеф полотна делали выгнутым, чтобы после дождей не образовывались лужи, а вдоль обочины рыли канаву для отвода дождевой воды. Ширина дороги была рассчитана так, чтобы могли разъехаться две колесницы.

Для чего нужна была Appia?

Эта дорога играла важную роль в жизни Древнего Рима: она соединяла столицу с отдаленными частями империи, что было очень важно для контроля над этими регионами. По ней в кратчайшие сроки переправляли войска как из Рима, так и в Рим. Кроме того, магистраль использовалась в качестве торгового пути, связывая собой несколько регионов империи. Экономическая и военная значимость Аппиевой дороги сохранялась вплоть до Средних веков, когда она постепенно превратилась в пешеходный маршрут для паломников.


Уже с первых лет существования дороги, прилегающие к ней участки стали использоваться для возведения фамильных склепов, гробниц и памятных стел. Римская знать хоронила здесь умерших родственников из соображений престижности. Но была и другая причина: погребение в черте Рима было запрещено, поэтому хоронили за городом, ну а лучшее для этого место - у дороги, по которой удобно добираться до могилы.

Достопримечательности у Аппиевой дороги


Архитектурных памятников на территориях, прилегающих к дороге столько, что для их осмотра проводятся специальные экскурсии, которые по насыщенности программы вполне сопоставимы с турами по городу. Особый интерес представляют первые 10 километров тракта, вдоль которых построены десятки величественных гробниц с прахом известных в свое время римлян.

Самые интересные из достопримечательностей Аппиевой дороги:

Мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella)

Правильнее будет назвать ее гробницей или усыпальницей, но саркофаг с останками дочери консула перенесен в другое место, а по форме постройка так напоминает крепостную башню, что воспринимается она именно так. Какое-то время она и служила военным укреплением - через XIII столетий после строительства ее использовали в этом качестве для защиты от врагов.

Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili)


Руины огромного поместья, некогда принадлежавшего состоятельной семье. Во II веке римский император самовольно захватил роскошную виллу, убив ее владельцев. На короткий промежуток времени она даже стала его резиденцией, но наслаждался отдыхом он в ней недолго - его убили здесь же во время заговора.

Церковь Domine Quo Vadis

Любителям исторической литературы хорошо известна если не сама эта церковь, то, во всяком случае, ее название - роман «Камо грядеши» (в оригинале Quo vadis) повествует о событии, произошедшем, по преданию, именно на этом месте. Убегающий из Рима от преследований, апостол Петр встретил здесь Христа, и между ними состоялся знаменитый диалог: «Куда идешь, Господи? (Domine quo vadis?)», - спросил Христа, удивленный Петр. «Иду в Рим, чтобы быть распятым вторично", -ответил Иисус. После этого он исчез, а Петр немедленно вернулся в Рим, где и был казнен.

Гробница Сципионов (Sepolcro degli Scipioni)

Фамильная усыпальница, в которой с III века до н.э. по I век н.э. хоронили членов аристократического семейства. В четвертом столетии нашей эры за гробницей перестали ухаживать, она пришла в запустение, а затем и вовсе была забыта. Археологи до нее добрались лишь к XVIII веку. Артефакты, обнаруженные при раскопках, стали экспонатами Ватиканских музеев.

Как добраться до Аппиевой дороги из центра Рима:

Как проще всего добраться: сесть на автобус №118, остановка которого расположена на площади Венеции (piazza Venezia), напротив Капитолийского Холма. Выйти на остановке: Appia Antica-Domine Quo Vadis

Добро пожаловать на интересные экскурсии по Риму!

Адрес: Италия
Проходила: от Рима до Брундизия
Длина: 540 км
Координаты: 41°40"39.8"N 12°43"43.6"E

Tutte le strade partono da Roma - Все дороги отходят от Рима.

Широко известная во всем мире поговорка утверждающе провозглашает, что «все дороги ведут в Рим». И, в принципе, относительно Римской республики это абсолютно верно, поскольку дороги в ней строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями Апеннинского полуострова.

Ворота святого Себастьяна (ранее Порта Аппия). От этих ворот начиналась Аппиева дорога

Тем не менее, поскольку их строительством занимался именно Рим , то переводить оригинальную поговорку - Tutte le strade partono da Roma - следовало бы немного иначе: «Все дороги отходят от Рима» или начинаются с него. А если быть еще более точными, то начинаются они с Римского Форума , центральной площади Древнего Рима. И Аппиева дорога, одна из самых древних и знаменитых в Италии, называемая в античные времена не иначе, как «царица дорог» ,- наглядное подтверждение этому.

Аппиева дорога была протянута сначала от Рима до Капуи, далее - до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию , Малую Азию , Египет . В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах XVIII века, к ее названию делают приставку - Старая. И если бы камни ее могли говорить, они бы поведали множество историй. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия…

Вид на Аппиеву дорогу

Именно поэтому сегодня по Аппиевой дороге водят экскурсии. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии , неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи.

Как строилась дорога

Строительство Аппиевой дороги происходило в несколько этапов с конца IV до средины II века до нашей эры. Инициатором его считается римский цензор Аппий Клавдий Цек, в 312 г. до н. э. приказавший проложить дорогу до Капуи. Но существует и другая версия, по которой начало дороге было положено до него, Аппий лишь придал ей нужную направленность и качественно вымостил. Событие было довольно подробно описано в исторических трудах Тита Ливия.

  • IV в. до н. э. - проложен 195-километровый участок от Рима до Капуи.
  • III в. до н. э. - построен следующий участок, соединивший Капую с Беневентом.
  • II в. до н. э. - дорога через Венузию, Тарент протянулась до Брундизия. Ее длина стала составлять более 570 км.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце XVI в. и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Церковь Домине-Кво-Вадис на Аппиевой дороге

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость - во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в XVIII веке параллельно ей проложили новую дорогу.

Особенности дороги, построенной Аппием

Несмотря на более чем солидный возраст Аппиевой дороги, к настоящему времени сохранилась весьма существенная часть ее покрытия . Она продолжала весьма интенсивно использоваться вплоть до VI в. н.э. и даже в наше время вполне еще пригодна к эксплуатации. Возможно, потому, что ответственный за ее строительство патриций Аппий Клавдий не только хорошо знал свое дело, но весьма ответственно подходил к его выполнению. Городу нужна была надежная дорога, способная выдержать нагрузки военного времени, и он ее получил.

Гробница Цецилии Метеллы и крепость семьи Каэтани

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, булыжников, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Согласно легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему удавалось это сделать, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. Благодаря этому дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. Более того, в средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной путникам информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена эта дорога, рядом с ней строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некоторое подобие тротуара, кое-где установлены скамейки для отдыха путников. Ее ширина составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, сегодня - двум машинам.

Церковь Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове

Новая история Старой Аппиевой дороги

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.

За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников ... В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.

Гробница Ромула

Памятные места и туристические достопримечательности

Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.

Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.

Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Гробница сыновей Секста Помпея

Обязательный пункт остановки многих экскурсионных программ - церковь Домине-Кво-Вадис. Это название соответствует ст.-слав. «Камо грядеши, Господи?» (Куда ты идешь, Господи?) и используется намного чаще, чем официальное название церкви Санта-Мария-ин-Пальмис. Причиной тому легенда, согласно которой церковь построена на том самом месте, где бежавший из римской тюрьмы апостол Петр встретил Христа. Задав ему вышеупомянутый вопрос, он получил ответ: «Туда, где вновь буду распят». После чего, устыдившись своей слабости, Петр сам вернулся в покинутый им Рим для принятия мученической смерти. Главная достопримечательность этой церкви - древний камень с отпечатками ног, принадлежащими, согласно легенде, самому Иисусу Христу.

Аппиева дорога (Via Appia) - это «хайвей» античных времен , соединяющий Рим с Брундизием (лат. Brundisium ). Брусчатый путь длинной в 540 км появился в 4 веке до н.э. для того, чтобы соединить столицу Римской империи со стратегически важными соседями: Грецией, Египтом, Азией.

Как свидетельствует летопись «История от основания города», основная часть дороги была выстроена в течение 312 года до н.э. Ее возникновение записано в послужной список цензора (высокого должностного лица) Рима - Аппия Цека (лат. Appius Caecus).

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги - отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.


Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия , Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Ценность

Изначально Аппиева дорога служила на благо военных, затем обрела экономический и культурный аспекты. По признанию современников новый путь обрел негласное название «Царица дорог».

Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью - покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.

Маршрут

Аппиева дорога начинала свой отсчет с Капенских ворот (лат. Porta Capena) в Риме, которые в нынешнее время практически полностью разрушены.

Первым населенным пунктом за границей (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио - (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) - промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.

Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!

Памятники


Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (лат. colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. В наше время можно взглянуть лишь на столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 г. до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить усопших.

До 2 века до н.э. вдоль брусчатки выстраивали колумбарии (лат. columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. Таким образом, в подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельного внимания заслуживают гробницы, которые порой имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Первая миля

  • Гробница Сципионов (лат. Sepulcrum Scipionum) принадлежала влиятельной римской семье. Возникла в числе первых усыпальниц в 3 в. до н.э. Вновь увидела белый свет в 18 веке, несколько элементов перекочевали из усыпальницы в музеи Ватикана.
  • Склеп Помпония Хила (лат. Pomponius Hylas) имеет скромные размеры, принадлежал вольноотпущеннику императора Помпонию и его семье.
  • Ворота Святого Себастьяна (лат. Porta San Sebastiano), в прошлом - Аппиевы ворота (лат. Porta Appia) были выстроены в 3 в. н.э. правителем Аврелианом. В 5 веке простою арку украсили надстройкой в виде двух башен с зубчатым декором. Внутри ворот функционирует Музей Стены (Museo della Mura), время работы: вт-вс с 9:00 до 14:00, вход — свободный.
    Официальный сайт: www.en.museodellemuraroma.it
  • Первая верстовая колонна установлена в 100 м от Аппийских ворот. Аутентичный столб находится на Капитолийской площади, у дороги установлена его копия.
  • Гробница Присциллы (лат. Sepulcrum Priscilla) была построена во времена императора Домициана (Titus Flavius Domitianus) для жены вольноотпущенника Флавия Абасканта. Большое прямоугольное строение в прошлом было богато украшено, отделано травертином. В Средние века над древними катакомбами Присциллы была оборудована смотровая башня.
  • Церковь Домине-Кво-Вадис (лат. Domine quo vadis?) , настоящее название - Санта-Мария-ин-Пальмис (Santa Maria in Palmis). Скромное святилище находится в чудесном месте, где апостолу Петру явился Иисус Христос . К этому времени солдаты выжгли огнем и мечем всех христиан столицы. На вопрос Петра: «Куда идешь, Господи?» Иисус ответил: «Иду в Рим на второе распятие». Петр припал к ногам сына божьего и направил свои стопы в Рим, где был схвачен и умер смертью мученика. В церкви хранится плита с отпечатками стоп Иисуса.

Вторая миля

  • Катакомбы Святого Каллиста (Catacombe di San Callisto) - обширные раненнехристанские катакомбы 2-4 веков н.э. Режим работы: с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт: www.catacombe.roma.it
  • Колонна Пия IX - стелла из серого камня авторства Луиджи Канина (Luigi Canina).
  • Катакомбы Святого Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano) , в прошлом просто «катакомбы» - лат. «ad catacumbas». Раннехристианские захоронения, которые находятся под Базиликой Сан-Себастьяно (Basilica San Sebastiano). Режим работы: пн-сб с 10:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт: www.catacombe.org

  • Гробница Ромула (лат. Sepulcrum Romulus) и Цирк Максенция (Circo di Massenzio) были построены в 4 веке н.э. в честь сына и отца, правителя Максенция. Развалины являются музеем, вход – бесплатный, режим работы: вт-вс с 10:00 до 16:00.
    Официальный сайт: www.en.villadimassenzio.it
  • Гробница Цецили Метеллы (лат. Sepulcrum Caecilia Metella) возникла в 1 веке до н.э., чтобы стать последним пристанищем для Цецилии, дочери Квинта Метеллы (Quintus Metellus), римского консула. Большое строение: круглая башня 30 м в диаметре и 11 м высотой, в 13 веке получила фортификационный вид.

Третья миля

  • Развалины церкви Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове (Sant Nicola a Capo di Bove) находятся неподалеку стен гробницы Цецилии. Постройка 14 века служила редким примером классической готики.
  • На этом участке хорошо сохранилась базальтовая мостовая , можно узнать, как выглядела Аппиева дорога в исконном виде.
  • Гробница Марка Сервилия (лат. Sepulcrum Marcus Servilius) - древний склеп, украшенный рельефами, фасад которого в 19 веке восстановил Антнио Каннова (Antonio Canova).

Четвертая миля

  • Усыпальница сыновей Секста Помпея (лат. Sepulcrum Sextus Pompeus) - построена Секстом Помпеем для своих рано ушедших сыновей. Горе отца выплеснулось в стихах, нанесенных на стену гробницы.
  • Гробница Святого Урбана (Mausoleo di Sant’Urbano martire) хранит покой римского епископа с 4 века н.э.

  • Гробница Илария Фуска (Sepolcro di Hilarus Fuscus) пострадала от времени. Благодаря стараниям Луиджи Канина можно рассмотреть стену постройки, украшенную рельефной дощечкой с изображением семейства Фуска.
  • Кенотаф Анны Реджиллы (Cenotaph Annia Regilla) - дворянки, жившей в Риме во 2 веке н.э., исполненный из кирпича.
  • Пирамидальная гробница интересна своей необычной формой, напоминающей египетские пирамиды.

  • Гробница Рабириев (лат. Sepulcrum Rabirii) также была реставрирована Каниной. Архитектор восстановил из найденных при раскопках частей рельеф, украшающий фасад усыпальницы: изображение Гая Рабирия и его супруги.

Пятая миля

  • Гробница Куриациев (лат. Sepulcrum Curiacii) имеет вытянутую цилиндрическую форму, расположена на высоком холме у Аппиевой дороги. Некогда в этом районе произошла битва римского рода Горациев с Куриациями.
  • (Villa dei Quintili) была возведена в первой половине 2 столетия братьями Кондином и Массимо Квинтили. Богатство и успех Квинтилиев пробудил зависть в императоре Коммоде, который казнил братьев и конфисковал их особняк. Вилла перестраивалась и расширялась, превратившись в одну из резиденций императора. Обнаруженные при раскопках виллы статуи были перемещены в музеи Ватикана, Лувра и Монако.

  • Casal Rotondo - округлая приземистая усыпальница, датируемая временами Римской республики. Считается, что она служила гробницей для Мессало Корвино, высокго римского чиновника 1 в. до н.э. В настоящее время на ее основе построен сельский дом, украшенный зелеными насаждениями.

Шестая миля — Бриндизи (Brindisi )

На протяжении 6-й мили Аппиевой дороги располагаются монументы и гробницы, выполненные в виде прямоугольных монументов из базальта, туфа и кирпича.


На отметке в 7 миль, путешественник окажется поблизости от аэропорта Чампино (расстояние – менее километра). Наиболее примечательным археологическим памятником остальной части знаменитого пути являются останки Храма Юпитера Анскура (лат. Jupiter Anxur), расположенные в Террачине.

Современная жизнь


В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой обрела статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть старинного тракта уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

В искусстве

Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор - русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.

Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan ) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».

Как добраться?

Проще всего добраться до Аппиевой дороги от стен (Colosseo). Маршрут путешествия таков: на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio – свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena (здесь некогда стояли Капенские ворота). Затем по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старинная улочка постепенно сменяет асфальт на долгожданную брусчатку, ворота Святого Себастьяна ознаменуют начало Via Appia Antica.

  • Официальный сайт Аппиевой дороги: www.parcoappiaantica.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Не зря прозвали "царицей дорог". Окаймленная усыпальницами, катакомбами и храмами, она активно использовалась в Средневековье. Соединившая главные населенные пункты великой империи, представляла собой настоящее чудо инженерной мысли Аппиева дорога в Риме.

История создания великого пути

Консул Римской республики Аппий Клавдий вошел в историю именно как создатель самой значимой магистрали, соединившей Вечный город, Капую и Беневент. Вскоре путь был доведен до морского порта Брундизии (Бриндизи). Правда, некоторые исследователи считают, что трасса уже была проложена, а политик лишь приказал качественно ее вымостить. Ответственный за строительство патриций контролировал процесс, и в результате появилась Аппиева дорога в Риме (Италия), способная выдержать все нагрузки.

Военачальника критиковали за то, что он израсходовал почти весь государственный бюджет, однако со временем экономическая целесообразность трассы была подтверждена. Противники Клавдия упрекали его в использовании столь дорогостоящего проекта лишь для своего прославления, и оказались правы, поскольку при упоминании имени Аппия первое, что приходит в голову, - протянувшаяся на 570 километров одноименная дорога. И это несмотря на то что политик внес огромный вклад в развитие юриспруденции и даже литературы.

Возведение известной достопримечательности, процесс строительства которой проходил в несколько этапов, началось в 312 году до нашей эры, а закончилось через два столетия. Римляне установили мильные столбы с указаниями полезной информации для путников, и две величественные мраморные колонны, обозначив конец дороги, и одну из них сейчас можно наблюдать на том самом месте, где ее воздвигли. Вторая была подарена Лечче - центру одноименной провинции Италии. После избавления от последней в истории города эпидемии чумы жители воздвигли античную колонну на главной площади.

Причины появления Via Appia Antica

Историки полагают, что главной причиной для строительства широкой трассы, замощенной огромными валунами, послужила военная необходимость: по ней маршировали римские легионеры, которые отправлялись войну с самнитами. Кроме того, она соединяла столицу с самыми отдаленными регионами государства, чтобы власти могли их контролировать.

Со временем Аппиева дорога в Риме, воспетая в литературных произведениях и запечатленная на живописных полотнах, приобрела огромное экономическое значение: ее создание улучшило торговые связи между Востоком и Римом. А в Средние века магистраль превратилась в священный путь для паломников. Вскоре вдоль тропы войны и торговой артерии стали строиться роскошные дворцы и усыпальницы знатных горожан. Значительная часть сооружений после распада Римской империи была разобрана, а в XVIII веке появилась новая трасса с таким же названием, путь которой проходит от столицы государства к Альбанскому озеру. Поэтому официальное имя древней магистрали - Старая Аппиева дорога в Риме.

Строгий контроль и мастерство рабочих

Трасса с многослойным покрытием, состоящим из камней толщиной около метра, прекрасно сохранилась, несмотря на очень солидный возраст, и даже в настоящее время некоторые ее участки пригодны для эксплуатации. Можно отметить особое мастерство строителей, отполировавших до блеска и тщательно подогнавших друг к другу базальтовые плиты, между которыми не было ни одной щели.

Существует древняя легенда, согласно которой Аппий Клавдий, контролировавший процесс, вставлял тонкое лезвие кинжала между булыжниками, чтобы проверить качество кладки. Как только ему удавалось это сделать, рабочие мостили дорогу заново. Благодаря этому она получилась очень ровная, что делало ее удобной как для пеших путников, так и для колесниц, запряженных лошадями. Строители выравнивали поверхность, а камни укладывали на предварительно уложенные слои песка и гальки.

Любопытно, что средняя часть трассы была приподнятой, и даже после проливных дождей вода стекала на обочину, где рабочие прорыли канавы для ее отвода, и Аппиева дорога в Риме всегда оставалась сухой. Ее ширина, составляющая около четырех метров, позволяла свободно разъехаться колесницам.

Археологический парк

Сегодня дорога, уникальность которой заключается в ее долговечности, имеет статус государственной, и на ее территории находится археологический парк, сформировавшийся в XIX веке. На трассе, участки которой залиты современным асфальтом, можно рассмотреть уголки с неплохо сохранившимся античным покрытием, где оставлены следы древних повозок. А полотно, непригодное для эксплуатации, разрушено не временем, а владельцами земель, расположенных рядом с дорогой. После того как пришла в упадок, каменные плиты выкорчевывались и использовались при постройке жилых домов.

Дорога, где ощущается атмосфера Вечного города

Аппиева дорога в Риме, история которой началась до нашей эры, является не только прогулочной, но и спортивной трассой: в 1960 году здесь соревновались олимпийцы, а сейчас проводятся различные мероприятия. В выходные и праздничные дни она закрыта для автотранспорта. Огромное количество экскурсионных программ дает прекрасную возможность туристам познакомиться с античной дорогой и уникальными сооружениями, возведенными вдоль нее на протяжении всего пути от столицы Италии до Бриндизи. Сюда стоит приехать ради того, чтобы в полной мере ощутить атмосферу Вечного города.

Престижное место вдоль дороги

Хорошо спроектированная Аппиева дорога в Риме, маршрут которой начинался от Капенских ворот, полностью разрушенных в настоящее время, стала излюбленным местом для захоронений богатых горожан. Дело в том, что на городской территории во времена расцвета великой империи было запрещено хоронить усопших. И сразу после появления Regina Viarum, что переводится с итальянского как "царица дорог", на прилегающих к ней участках стали возводиться не только погребальные сооружения, но и роскошные виллы, поскольку эти места считались очень престижными. Римская знать строила огромные фамильные склепы, в которых хоронила своих близких, колумбарии, памятные стелы.

С распространением христианства вдоль трассы стали появляться могилы тех, кто принял новую религию. Их хоронили в катакомбах - подземных кладбищах с целой сетью переходов и галерей. Со временем многие памятники разрушились, и их разобрали на стройматериалы. Большая часть античных и средневековых строений, дошедших до потомков, напоминает о былом величии Древнего Рима и его богатой истории.

Что посмотреть?

Самым любопытным сооружением является каменный мавзолей Цецилии Метеллы, по форме больше похожий на крепость. Из усыпальницы, которая со временем превратилась в военное укрепление, останки дочери великого политика были перенесены в другое место.

Аппиева дорога в Риме - это известный паломнический путь, на котором появился небольшой храм Domine Quo Vadis, перестроенный в XVII веке. Он был воздвигнут на том месте, где встретились Иисус и святой Петр. В легендарной церкви хранится реликвия - копия каменной плиты с отпечатками следов ног Христа. На ней выбито пожелание доброй дороги пилигримам, приходившим сюда помолиться и попросить о благополучном возвращении домой.

Вместо огромного поместья Квинтилиев сейчас можно увидеть лишь живописные руины. Когда-то римский правитель вероломно захватил роскошную виллу, убив ее хозяев. Так сложилась судьба, что император нашел в ней свою смерть - он погиб в резиденции во время заговора.

Усыпальница Сципионов, в которой покоятся члены известного аристократического семейства, была всеми забыта, и только в XVIII веке до нее добрались археологи, а обнаруженные экспонаты находятся в

Вилла Максенция - это бывшая резиденция жестокого императора. Сейчас от нее остались развалины из красного кирпича, а несколько столетий назад это был грандиозный архитектурный комплекс, состоящий из роскошного дворца, мавзолея и цирка. После гибели правителя памятник был разрушен, и только 50 лет назад местные власти задумались о его реконструкции.

Подземные кладбища

На многие километры вдоль трассы протянулись катакомбы Сан-Каллисто, посетить которые можно во все дни, кроме среды. В "городе мертвых" с узкими каменными коридорами и замурованными нишами можно узнать о языческой и христианской культуре подземных захоронений. Это довольно мрачное место, где всегда холодно и царит вечный мрак.

Рядом находятся катакомбы Сан-Себастьяна, и древняя легенда гласит, что в них хранились мощи святых Петра и Павла. Попасть в небольшое подземное кладбище можно только в сопровождении гида, поскольку в темных лабиринтах легко заблудиться.

Аппиева дорога в Риме: как можно добраться?

Чтобы самостоятельно доехать до популярной достопримечательности, нужно сесть на расположенной напротив Капитолийского холма, на городской автобус под номером 118. Выйти необходимо на остановке Appia Antica - Domine Quo Vadi, и взорам туристов откроется признанная одной из главных достопримечательностей Аппиева дорога в Риме.

Как добраться до нее в выходные дни? В субботу и воскресенье, когда для общественного транспорта закрыт путь, специальный туристический автобус № 110, который отходит от станции метро Термини, довезет до местной достопримечательности.

Как рассказывают туристы, путешествовать по трассе в рабочие дни не очень-то и удобно, а до главных исторических памятников идти довольно долго. Вдоль многокилометрового пути не проложены тротуары, и приходится постоянно прижиматься к обочине, пропуская летящие вперед машины. Поэтому лучше всего приезжать сюда в выходные, чтобы насладиться пешими прогулками, тишиной и особой атмосферой исторического места.

Аппиева дорога в Риме до сих пор является свидетельством величия Империи, по территории которой она проложена. История создания Аппиевой дороги относится к IV-II веку до н.э. Она строилась поэтапно:

  • 200-километровый отрезок полотна, соединяющий Рим и Капую (IV век до н.э.);
  • 40 км – от Капуи до Беневенто (III век до н.э.);
  • 300 км – от Беневенто до порта в Адриатическом море, называемого Брундизи (II век до н.э.).

Прокладка пути началась с 312 года до н.э. по приказу консула и военачальника Аппия Клавдия. Цензор преследовал не только честолюбивые цели. Им было создано полотно, по которому осуществлялся быстрый переход войск в Рим и из него. Также оно связывало между собой несколько регионов Империи, использовалось как торговый путь. Эти функции сохранялись вплоть до Средних веков. Затем дорогу стали использовать паломники, посещающие святые места.

Древние технологии строительства

Древняя кладка Аппиевого пути сохранилась до сих пор. Секрет ее долговечности кроется в уникальных технологиях тех времен. Обработанные камни укладывались на ровную поверхность, покрытую песком и галькой. По бокам полотна был выложен бордюр и вырыты углубления для стока воды. Поверхность пути сделана слегка выгнутой, чтобы не задерживалась влага. Ширина полотна достаточна для перемещения двух колесниц.

Некоторые участки старой Аппиевой дороги потеряли покрытие не из-за времени. Это результат действий людей. Владельцы земельных наделов, расположенных вдоль пути, использовали камни, извлеченные из кладки, для строительства зданий.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме , стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Внутри храма есть святыня – копия плиты с отпечатками ног Спасителя. Текст, выбитый на реликвии, является напутствием для странников.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:


Как добраться до Аппиевой дороге

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме ? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!