История крестного знамения. Таинство миропомазания Что означает крест на лбу

В христианской церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие, покаяние, священство, венчание и елеосвящение . Все они считаются семью дарами Святого Духа. Но первые христиане миропомазания не знали. После крещения, дабы показать новообращенному, что теперь на него сошел Святой Дух, апостолы (а впоследствии - епископы) накладывали руки на голову верующего и таким образом передавали новому члену христианской общины благодать сошествия Святого Духа. Это совершалось в память о том, как Иоанн Креститель возложил руки на голову Иисуса Христа, и после крещения в Иордане на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя.

Во время крещения каждый человек очищается от всех своих вольных или невольных грехов и предстает перед Богом и людьми в чистом, первозданном виде. В этот момент особой чистоты и безгрешности, один только раз, ему вручается дар Святого Духа. С этого момента и в течение всей дальнейшей жизни Святой Дух не оставит человека, защитит его и спасет - если, конечно, сам человек не отринет веру из своего сердца.

Защита безгреховного состояния, спасение (при соблюдении условий праведной жизни) от мук ада - вот главный смысл апостольского или епископского наложения рук. Нередко кроме наложения рук использовалось помазание лба миром (церковным ароматическим маслом) или ладаном - символически это означало, что новообращенный стал «помазанником», то есть христианином. Как в свое время Иисус стал помазанником Божиим, потому что Святой Дух «помазал его силой своей».

Но в ту пору рисовать кресты на лбу или других частях тела было не обязательно. Однако раннехристианские времена прошли. Христианство из гонимой религии превратилось в церковь, число верующих стремительно стало умножаться. И уже не имелось ни апостолов, ни такого числа епископов, чтобы при помощи рук снабжать верующих дарами Святого Духа. В 343 году на Лаодикийском соборе было принято решение отказаться от епископского наложения рук и заменить его другим обрядом, символизирующим сошествие Святого Духа, - помазанием всех частей тела принявшего крещение человека миром. Миро для этого готовилось по особому рецепту.

По легенде, когда тело Иисуса было принесено в пещеру и омыто для погребения, прежде чем завернуть в саван, его для лучшей сохранности умастили особым способом приготовленным составом. Главным компонентом того состава было миро. Вот этот особый рецепт иудейской смеси для консервации и стал использоваться в таинстве миропомазания.

Постановление собора гласило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия». Это правило было принято и западной, и восточной церквями. Крещение, получение благодати и даров Святого Духа стали единым для всех церквей обрядом. С тех пор в православной церкви, наиболее консервативной, сохранилась и формулировка: Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси». То есть с момента миропомазания недавний катехумен (человек, не принявший крещение, но уже просвещенный в вопросах веры) становился полноправным членом сообщества верующих.

Миропомазание стало означать не только сошествие Святого Духа, но и печать, поставленную Святым Духом на теле человека. Печать - это закрепление союза с небесами. Небесная печать показывала демонам, что эта новообращенная душа им не принадлежит и никогда не будет принадлежать. Именно поэтому «запечатывание» тела новообращенного производилось (и до сих производится) очень тщательно. Священник рисует миром кресты на руках, ногах, груди, ушах, ноздрях, губах, глазах и лбу человека.

В православии миропомазание до сих пор проводится один раз в жизни - во время крещения. Второй раз его может получить только царь, восходящий на престол и как бы заново рождающийся для своего служения, и больше никто. Поскольку крещение и миропомазание у православных соединены и считаются двойным таинством, то за младенца необходимые действия совершает крестный отец или крестная мать. Не сам ребенок обходит купель, в которой его крестили, а его обносят вокруг этой купели.

Право на миропомазание, как и было века тому назад, все так же остается за епископами. Однако понятно, что никакой епископ не поедет крестить ребенка в глухую деревушку или даже в провинциальный городок. Тем не менее по церковным установлениям никто, кроме епископа, проводить этот обряд не должен. Православные разрешили это затруднение простым способом: они признали право миропомазывать за тем же священником, что и окунает в купель. Только миро для миропомазания должно быть освящено епископом! Дважды в год епископы освящают церковное миро, а потом оно попадает во все, даже самые отдаленные церкви.

Католики тоже отлично понимали, что епископов на всех новорожденных не хватит. Но из ситуации вышли другим способом - попросту разделили крещение и миропомазание годами ожидания. Крестит ребенка любой священник вне зависимости от сана. А конфирмацию (подтверждение крещения) проводит епископ. Хотя в редких случаях это также может сделать простой священник, но лишь по особому разрешению епископа. В католичестве миропомазание проводят тоже всего раз в жизни, но не в бессознательном младенческом возрасте, а между 7 и 14 годами, когда ребенок проходит обряд конфирмации.

При крещении младенцу тоже мажут голову, но миропомазанием этот ритуал не считается, он имеет простую защитную функцию - сбережения дитяти от опасностей мира, в который младенец вошел. Подросток уже может осознанно выбирать, чего он хочет. Поэтому он вступает в церковь с полным осознанием своей ответственности перед Богом и людьми. Обычно дети конфирмуются в 12-13 лет. Они могут отказаться от конфирмации при нежелании становиться членами церковного сообщества или отложить конфирмацию, если у них имеются сомнения. Православный ребенок этой свободы воли лишен - за него выбор сделали родители.

В период Реформации отколовшиеся от католичества протестантские церкви пересмотрели некоторые церковные догматы. В том числе и то, что касалось миропомазания. Одни протестанты его признали, другие не признали. Лютеране, например, исключили миропомазание из списка церковных таинств. Во время конфирмации лютеранский пастор просто требует от катехумена прочесть Символ веры, потом говорит нравоучительную проповедь и молится о новом члене общины. Конфирмацию (тоже в сознательном возрасте 13-14 лет, не раньше) проводят обычно в самом начале службы во время больших церковных праздников. Не возбраняется конфирмовать новообращенных обычному пастору. Но сегодня все чаще это делает лютеранский суперинтендант.

Англиканская церковь признает все таинства, в том числе и миропомазание. Но главным считает таинство причастия. Конфирмация у англикан практически ничем не отличается от католического обряда. Они тоже предпочитают, чтобы конфирмацию проводил только епископ. Если этого не может сделать епископ той епархии, к которой относится приход, то его может заменить епископ соседней епархии. Кроме миропомазания в православии существует очень похожий на него обряд - елеопомазание.

При этом священник тоже чертит крест на лбу верующего. Но такого глобального, определяющего жизнь человека, значения елеопомазание не имеет. Крест, который рисует елеем священник, означает всего лишь излияние Божией милости на верующего. Этот обряд имеет древнюю ветхозаветную традицию и перешел в христианство из иудаизма. Правда, Ветхий Завет, куда он уходит корнями, давал право на елеопомазание не всем верующим, а только избранным священнослужителям, потомкам Аарона. И на лбу им чертили не кресты. В православных церквях лбы прихожанам мажут елеем не раз в жизни, а на все церковные праздники и по воскресеньям. Отстояли заутреню, послушали чтение Евангелия - получайте елейный крест!

Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век

– Владыко, как и что можно крестить в быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это – действенное духовное оружие. Совершение крестного знамения требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста.

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.

– Можно ли креститься в перчатках?

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки

– Нужно ли креститься, видя храм?

– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет». В народе понимали, что нельзя спать без креста, снимать его во время купанья – человек остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани изготавливались специальные «банные» деревянные кресты, которые надевались вместо металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно приходить с нательным крестиком, который дан нам при Крещении и является символом нашего спасения и духовным оружием.

– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез... Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

Беседовала Наталья Горошкова

Хадисы (изречения Аллаха) из Корана появляются, а затем исчезают на теле девятимесячного ребенка, родившегося в дагестанском селе Красно-Октябрьское Кизлярского района, рассказал в среду РИА Новости представитель сельской мечети.

Явление, заключающееся в изменении кожно‑мышечных покровов тела в форме определенных знаков, называется стигматизация , а знаки - стигматами (греч. stigma — пятно, знак). Носителей стигматов называют стигматиками. Чаще всего, стигматики - глубоко религиозные люди .

Стигматы имеют самые различные очертания и глубину . Они бывают в виде наростов, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран, а также небольших красных пятен, подобных синякам. Встречаются стигматы круглой, продолговатой, овальной и даже прямоугольной формы. Кроме того, у многих стигматиков-христиан отмечается деформация одного плеча, словно опущенного под тяжестью огромного креста.

Бывают также символические стигматы - это отпечатки на коже различных символов: крестов, цветов, слов.

Во второй половине XIX века француженка Мари‑Жюли Жахени из бретонской деревушки Ля Фродэ в дополнение к традиционно христианским стигматам на протяжении свыше 20 лет носила на своей коже изображение цветка, креста и слов "О Crux Ave" ("Славься, крест").

В 1954 году жительница г. Прейли (Латвия), отдыхала с мужем на берегу озера. Вдруг она почувствовала, что кто‑то укусил или уколол ее в правую лопатку. Подумала, что оса. Муж с трудом различил точку‑бугорок. А через несколько недель на лопатке проступил яркий розовый узор : три порхающих по кругу бабочки. Узор сохранился на всю жизнь. Правда, розовым он становится только летом, при попадании на тело солнечных лучей, а в остальное время года он бледнеет и становится светлее кожи.

1 июня 1990 года 53‑летняя Анна Ивановна С., которая проводила отпуск в палаточном лагере на берегу реки Лиелупе, отправилась с утра на пляж. На пляже она вздремнула и во сне, как она утверждала, увидела "неземного человека" и общалась с ним. На следующий день почувствовала жжение в области правой лопатки. Там возник как бы след от ожога в форме ветки с листьями ярко‑красного цвета. Через день кожа облупилась, остался зуд и чувство внутреннего беспокойства, тревоги.

В ночь на 24 февраля 2003 года в одном из пригородов Бишкека (Киргизия) в многоквартирном двухэтажном доме произошло чрезвычайное происшествие. По всему телу женщины с необъяснимой периодичностью вдруг стали появляться выпуклые кресты. И только на четвертые сутки этот процесс прекратился.

Киргизские специалисты, разбиравшие "бишкекский случай", выдвинули теорию о том, что знаки появлялись на теле женщины под воздействием болотного газа. Дом, где женщина "заболела" стигматами, был построен 13 лет назад на болоте. Поэтому именно газы метан и этан, продолжающие все эти годы вырываться на поверхность, и могли послужить источником мистического явления. При определенных условиях газ мог вступить во взаимодействие с клетками организма женщины, которые, видоизменившись, могли вызвать появление стигматов в виде крестов.

У жительницы города Дурбан (ЮАР) Катрин Джаварелал стигматы появились на ладонях, ступнях и животе в мае 2006 года. Окружающие неоднозначно восприняли это явление. Некоторые стали называть ее мошенницей и даже сатаной. Но женщина - ярая католичка - не обращает внимания на злопыхателей. Более того, она утверждает, что на стенах ее дома проступили иудейские письмена и библейские символы, а когда ей исполнилось 33 года, она обнаружила надпись на своей коже: "С днем рождения, Катрин. Бог дал тебе жизнь".

Отмечены случаи появления на теле иероглифов, различных линий, рунических символов. Один из подобных случаев произошел летом 2007 года в Шымкенте (Казахстан). У 14‑летней девочки на ногах ни с того ни с сего стали появляться и исчезать различные знаки. За несколько дней до этого она стала испытывать беспричинный страх, беспокойство. Затем на правой лодыжке появилось белое пятно в виде иероглифа. Вскоре оно исчезло, но через некоторое время на той же ноге появился другой знак. Продержавшись около пяти секунд, знак также исчез. Отец девочки хотел сфотографировать пятно, но на снимке он не отпечатался.

История крестного знамения начинается с того момента, когда Господь совершил наше Спасение, простирая руки на кресте. С этого времени размышление о Кресте Христовом и появляется желание, которое особенно ярко выразил апостол Павел: «Всегда носим в теле мертвого Господа Иисуса» (2 Кор 4.10). Святой Иоанн говорит нам о печати «на челах рабов Бога нашего» (Откр 7.3, 9.4, 14.1).

Знак на лбу

Жест крестного знамения на лбу латинские отцы называли «signum, signaculum, tropaeum», а греки - συμβολον y σφραγις (этот термин использует св. Иоанн). Первые христиане полюбили этот знак, поэтому Тертуллиан уже в 211 г. наставляет: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением (signaculo frontem terimus)» («О венце воина», 3). Такое подробное описание говорит о том, что этот знак использовался ранее. Об этом свидетельствуют сочинения гностиков – деяния св. Иоанна, Фомы и Петра, которые уже во II веке обращаются к Господу, говоря: «Иисус Христос! Во Имя Твое говорю, осененный Твоим святым знаком» (Actus Petri cum Simone 5. 6 51). Из этих текстов становится ясно, что знак совершался на лбу; это подтверждают другие западные и восточные авторы, например, Ипполит: «Осеняй чело твое Крестным знамением, чтобы победить Сатану и славиться за веру твою» (Кан. Ип. 247) или Иоанн Златоуст: «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем, как бы на столбе». Знаком-жестом был именно крест: «Если скажем катехумену: «Веруешь во Христа». Отвечает: «Верую» и осеняется. Уже крест Христовый носит на челе своем и не краснеет о кресте своего Господа» (св. Августин, In epistolam Ioannis ad Parthos, 11.3). Августин также свидетельствует о том, что знак креста использовали во время древней Литургии. «Знаком креста освящается Тело Христово, благословляется крещальный источник, рукополагаются священники и другие служители. Освящается все то, что через обращение к Имени Иисуса должно стать святым» (Sermo 181, de tempore).

На челе, на устах и на груди

Со временем знак креста начинает совершаться не только на лбу, но и на других частях тела. Об этом свидетельствует, например, «Апостольская традиция», почитаемый литургический текст III века: «Три раза осеняйте катехумена во время последнего экзорцизма: лоб, уши и нос» (Trad. Apost., 28). Римский христианский поэт Пруденций также говорит о знаке креста «на лбу и на сердце» (Cathemerinon, 131. 132). Особенно ярко пишет св. Гауденций о тройном кресте: «Пусть будет слово Божие и знак Христа в сердце, у рта и у лба» (Tractatus Vel Sermones Qui Exstant Sermo 8, De evangelii lectione primus, PL 20. 890-91). Этот жест мы совершаем и сегодня, когда читаем Евангелие во время Святой Мессы или когда осеняем себя крестом три раза большим пальцем правой руки: сначала лоб, говоря при этом: «через крестное знамение», затем губы, произнося «от врагов наших», и, наконец, грудь: «освободи нас Господи!».

Обычно одним пальцем

Любопытно, что первые христиане осеняли себя крестным знамением одним пальцем. Блаженный Иероним пишет, что преподобная Павла перед кончиной, «держа палец над устами, изобразила на них крестное знамение» (Эпистола 108, 28 (если как в цитатах из Библии, то 108.28). «Когда знаменуешься крестом, - говорит Златоуст, - то представляй всю знаменательность креста. Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Об этом также свидетельствуют блаж. Феодорит Кирский, Созомен, Григорий Двоеслов и многие другие. О каком пальце идет речь, тексты не упоминают. Но историки считают, что это был либо указательный, либо большой палец. Учитывая, что такой знак совершается большим пальцем уже на протяжении тысячелетия во время Латинской мессы, большинство исследователей соглашаются, что чаще всего крестное знамение сотворялось большим пальцем. Такой знак креста мы совершаем и сегодня, например, когда епископ преподает Миропомазание, или когда священник, родители и крестные осеняют лоб ребенка во время таинства Крещения.

Слева направо

Любопытно, как крестились первые христиане: справа налево или слева направо? Доподлинно этого не знает никто. Б.А. Успенский, крупнейший специалист в области истории и культурологии, считает, что древность обычая креститься слева направо не вызывает сомнений, поскольку во всех литургических традициях священники благословляют слева направо. Кроме того, этот обычай объединяет две ранние традиции: католиков и монофизитов (армяне, копты, эфиопы, сирийцы). Успенский предполагает, что обычай креститься справа налево относится к процессу катехизации детей, когда катехизация взрослых перестала быть обычным явлением: «Показателен в этом смысле обряд катехизации ребенка, который был некогда принят в аукситанской церкви: священник крестит большим пальцем правую руку ребенка, произнося при этом: «Передаю тебе знамение креста Господа нашего Иисуса Христа в твою правую руку…»; после этого он крестит его, т.е. ребенка, правой рукой, говоря: «Знаменую тебя знамением святого креста Господа нашего…». Таким образом, крестное знамение совершается одновременно и рукой священника, и рукой катехумена… При этом священник перемещает руку по отношению к себе слева направо, как это принято вообще (во всех традициях) при благословении, тогда как катехумен, напротив, перемещает руку по отношению к себе справа налево… (Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 31-32).

Заключение

Ни одна современная традиция крестного знамения не совпадает с раннехристианской. Но когда мы, католики, трижды совершаем крестное знамение большим пальцем, мы можем чувствовать себя наследниками первых христиан.

отец Александр Бургос

На протяжении веков люди большое значение придавали знакам и символам, расположенным на теле человека. Это шрамы, родинки морщины, следы от ожогов, татуировки и клейма.

Клеймение как наказание, нанесение на тело человека знаков позора известно с древнейших времен. Еще во времена Петра I на Руси клеймили воров: на лицо ставили клейма - буквы "В", "О", "Р" ("О" на лбу, "В" и "Р" на щеках) или же слово Тать". Человек своим неправедным поведением сам определял себе судьбу, а знаки-клейма только подкрепляли то, что он сам совершал, ухудшая тем самым свою и без того негативную карму. Клеймение воров на Руси продолжалось в течение многих веков - оно известно еще с XIV века, а отменили его только в 1863 году. О том, что воров клеймили по всему миру, известно из исторических источников. Примеры влияния клеймения на судьбы людей отражены и в многочисленных романах. Всем известна история миледи из романа Александра Дюма Три мушкетера". Вот как пьяный Атос рассказывал д"Артаньяну трагическую историю своего супружества: "Некий граф... влюбился, когда ему было двадцать пять лет, в шестнадцатилетнюю девушку, прелестную, как сама любовь... Однажды во время охоты... она упала с лошади и лишилась чувств. Граф бросился к ней на помощь, и так как платье стесняло ее, то он разрезал его кинжалом и нечаянно обнажил плечо... На плече молодой женщины был "цветок лилии, она была заклеймена". Таким клеймом во Франции клеймили воров. Палач заклеймил им бывшую монахиню за то, что она заставила священника украсть и продать ради нее священные сосуды. Следует отметить, что лилия в течение многих веков считалась во Франции королевской эмблемой.

Существует очень красивая легенда: Хлодвику, первому французскому королю, принявшему христианство (происходило это на рубеже Vl-Vll веков), ангел подарил лилию. С тех пор этот цветок называют во Франции символом чистоты. Именно поэтому клеймо в виде лилии стало во Франции символом несмываемого позора - немого укора и пожизненным наказанием тем, кто ведет неправедный образ жизни.

В старину место для клейма на теле человека выбирали по одному единственному принципу - так, чтобы его было видно посторонним. Клеймо не только играло огромную роль в дальнейшей судьбе человека, но и после смерти преступника продолжало влиять на судьбы его детей. Известны случаи, когда у детей заклейменных людей появлялись родинки и родимые пятна на тех же участках тела, что и у их родителей. Дети расплачивались за грехи родителей, хотя это вовсе не означает, что они обязательно повторяли их жизненный путь. Просто из поколения в поколение передавалась информация о неблагополучии кармы. Это могли быть наследственные болезни, повторяющиеся банкротства, неблагополучие в семейной жизни и предательства близких людей. Люди с наследственными знаками часто проявляют жестокость по отношению к собственным детям.

У предсказателей существует вполне разумное убеждение, что к родинкам, передающимся из поколения в поколение, следует относиться очень внимательно. Может быть, человек, задумавшись над значением своей родинки, сумеет исправить семейную карму - и тогда у его детей ее не будет вообще. Для этого абсолютно недостаточно, как в сказке, совершить три подвига или просто хороших поступка. Следует изгнать из сердца злобу, которая так часто захватывает нас помимо нашей воли. Для этого необязательно уходить в монастырь или каждую неделю ходить на исповедь. Надо просто попытаться познать самого себя, успокоиться, найти что-то хорошее во всех и во всем, что нас окружает, простить все обиды. И никогда не стоит забывать о том, что родинка может быть как знаком неблагополучия, так и признаком таланта и широты души, а также счастливым предзнаменованием.

Мистическое толкование знаков встречается у многих народов. Так, в романе латиноамериканского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" рассказывается о трагической судьбе сыновей полковника Аурелиано Буэн-диа. Все семнадцать сыновей, как и сам полковник, рождались с открытыми глазами и имели очень одинокий вид. Печать одиночества до поры до времени была только во взгляде и выражении лица. Но вот сыновья, разбросанные по всему свету, наконец, собрались в доме отца. Так уж получилось, что именно в это время начинался великий пост, и всем пришлось идти в церковь. Этот день у католиков носит название "пепельной среды", и всем, кто исповедуется, священник чертит пеплом крест на лбу. "Когда они вернулись домой, самый младший из них хотел было стереть крест, но оказалось, что знак на его лбу неизгладим так же, как и знаки на лбах других братьев. Пустили в ход воду и мыло, песок и мочалку и, наконец, пемзу и жавель, но так и не смогли уничтожить кресты... а все остальные, кто был в церкви, стерли свои без всякого труда. "Тем лучше, - сказала Урсула, прощаясь с братьями. - Теперь уже никто вас не испугает. Многим эти кресты внушали священный ужас, "как если бы они являлись знаком высшей касты, печатью неуязвимости". Однако крестам на лбу было суждено сыграть роковую роль в жизни всех семнадцати Аурелиано. Они не только были печатью одиночества - это был знак, по которому враги полковника безошибочно вычислили всех и убили в течение одной недели - "они целились точно в середину крестов из пепла". Спастись удалось только одному, но и его спустя несколько лет выследили и убили выстрелом в крест прямо на пороге дома его предков. Знаки на лбу стали олицетворением семейной кармы, выражавшейся "цепью неминуемых повторений, вращающимся колесом, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не увеличивающийся и необратимый износ оси".

"Интересная газет. Магия и мистика" №23 2007 г.