Нашего занимает мавзолей в галикарнасе. Мавзолей царя мавсола в галикарнасе

Адрес: Тургут Рейс Кад (угол Хамама Сока)
Открыт с апреля по октябрь: с 8:00 до 19:00 вторник-воскресенье
Ноябрь-март: с 8 до 17 часов вторник-воскресенье

Колоссальный Мавзолей в Галикарнасе был одним из семи чудес Древнего Мира. Названный в честь царя Мавсола, правителя Карии, и предназначенный как его гробница. Мавсол был сатропом то есть по сути наместником под властью персов. Работа над этим зданием началась в 355 году до нашей эры и была завершена его вдовой, Артемисией III, единственной женщиной, управлявшей Карией. Мавзолей царя Мавсола достиг высоту 41 м (134 фута), с подиумом, колоннадой из 36 колонн и пирамидой, великолепно покрытой конной фигурой колесницы. Гробница стояла около 1500 лет, но была разрушена в 1402 году, когда рыцари ордена Святого Иоанна использовали многие из его камней для строительства замка Святого Петра. Когда вы входите, не пропустите оригинальные модели реконструкции слева.

История Мавзолея царя Мавсола в Галикарнасе

В 4 веке до н.э. Галикарнас был столицей небольшого регионального царства в империи Ахеменидов на западном побережье Малой Азии. В 377 г. до н.э. номинальный правитель области, Гекатомн Милас, умер и оставил контроль над королевством своему сыну Мавсолу или Мавсолусу. Гекатомнус, местный сатрап под властью персов, взял под контроль несколько соседних городов и районов. После Артемисии и Мавсола у него было несколько других дочерей и сыновей: Ада (приемная мать Александра Македонского), Идриеус и Пикадор. Мавсол расширил свою территорию до юго-западного побережья Анатолии. Артемисия и Мавсол правили от Галикарнаса над окружающей территорией в течение 24 лет. Мавсол, хотя и произошел от местных жителей, говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством. Он основал многие города по греческой городской планировке вдоль побережья и поощрял греческие демократические традиции.

Мавсол решил построить новую столицу, безопасную от вторжения врагов и великолепная по своему виду. Для этого он выбрал город Галикарнас. Артемисия и Мавсол потратили огромное количество налоговых денег, чтобы украсить город. Они заказали статуи, храмы и здания блестящего мрамора. В 353 году до н.э. Мавсол умер, оставив Артемисию править в одиночку. Как персидский сатрап, и как представитель могучей царской династии Гекатомнидов, Мавсол планировал для себя сложную гробницу. Когда он умер, проект был продолжен его братьями и сестрами. Могила стала настолько знаменитой, что имя Мавсола теперь является эпонимом для всех величественных гробниц.

Артемисия жила всего два года после смерти ее мужа. Урны с пеплом были помещены в еще незавершенную гробницу. В качестве ритуала жертвоприношения тела с большим количеством мертвых животных были помещены на лестницу, ведущую к гробнице, а затем лестницы были заполнены камнями и щебнем, закрывая доступ. По словам историка Плиния Старшего, мастера решили остаться и закончить работу после смерти своего покровителя «считая, что это был памятник его собственной славы и искусства скульптора». Плиний Старший так описал Мавзолей в Галикарнасе.

С юга и севера протяжение его - по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны - уже, общее протяжение - 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера - Бриаксид, с юга - Тимофеос, с запада - Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов

Вероятно, Мавсол начал планировать гробницу до своей смерти, как часть строительных работ в Галикарнасе. Артемисия лишь продолжила строительный проект. Артемисия не жалела средств для строительства гробницы. Она послала гонцов в Грецию, чтобы найти самых талантливых художников того времени. Это были Скопас, человек, который руководил восстановлением Храма Артемиды в Эфесе . Известные скульпторы были (в работах Витрувия и Плиния): Леохар, Бриасид, Скопас и Тимофеос или Тимофей, а также сотни других мастеров.

Мавзолей в Галикарнасе была возведена на холме с видом на город. Все здание располагалось в закрытом дворе. В центре двора была каменная платформа, на которой стояла гробница. Лестница, окруженная каменными львами, вела к верхней части платформы. Здесь вокруг внешних стен стояли статуи греческих богов и богинь. На каждом углу платформы стояли статуи каменных воинов на лошадях, которые охраняли гробницу. В центре платформы возвышалась мраморная гробница как квадратный сужающийся блок, состовляющий треть от общей высоты 45 метров (27 футов) мавзолея. Этот раздел был покрыт барельефами, показывающими боевые сцены, в том числе битву кентавров с лапитами и греков в бою с амазонами, раса женщин-воинов, жившие по убеждению греков в современых дельтах Кубани и Дона. Кстати курганы женщин воинов с оружием и доспехами действительно были найдены в южной России. Хотя изображение имеют классическую технику, нижняя треть Мазволея была посвящена культуре Ближнего Востока, особенно барельефы Асирии и Вавилона.

В верхней части этого раздела гробницы украшали тридцать шесть тонких колонн, по десять на каждую сторону, причем каждый угол разделяет одну колонну между двумя сторонами. Эта часть также составляла треть высоты. Между колоннами стояли статуи. За колоннами стоял сплошной блок из камней несущие вес массивной крыши гробницы Мавзолея Галикарнаса. Средняя треть Мавзолея был посвящен греческой культуре. Крыша, которая составляла большую часть последней трети высоты, была пирамидальной. По сути это была дань египетской архитектуре. Наверху стояла квадрига: четыре огромные лошади, тянущие колесницу, в которой находились изображения Мавсола и Артемисии.

Современные историки отмечают, что два года это не то время, которое хватило бы, чтобы украсить и построить такое экстравагантное здание. Поэтому считается, что строительство было начато царем Мавсолом до его смерти или продолжалось следующими правителем города. Мавзолей Галикарнаса напоминал храм, и единственный способ увидеть разницу - это его более высокие внешние стены. Мавзолей Галикарнаса был в доминирующим памятником в области Галикарнас, которая в 353 году была контролирована Империей Ахеменидов. Согласно римскому архитектору Витрувию, он был спроектирован Сатиросом и Питеем, который написал трактат об этом. Сам трактат теперь утрачен. Паусаниас добавляет, что римляне считали Мавзолей Галикарнаса одним из величайших чудес света, и именно по этой причине они назвали все свои великолепные гробницы мавзолеем.

Неизвестно, когда и как Мавзолей был разорен. Евстафий в 12-м веке писал в своем комментарии к Илиаде, говоря: «Это было и есть чудо». То есть на момент 12-ого века Мазволей в Галикарнасе все таки еще стоял. Из-за этого Фергюссон пришел к выводу, что здание было разрушено, вероятно, землетрясением, между этим периодом и 1402 годом, когда в эти земли прибыл рыцари ордена святого Иоанна Иерусалимского. Они записали, что Мазволей уже лежал в руинах. Луттрелл отмечает, что в то время у местных греков и турков не было имени - или легенд для объяснения колоссальных развалин и причин разрушения.

Многие из камней с развалин Мавзолея использовались рыцарями для укрепления своего замка в Бодруме ; они также восстановили барельефы, с которыми они украсили новое здание. Большая часть мрамора была сожжена для производства известки. В 1846 году лорд Стратфорд де Редклифф получил разрешение удалить эти рельефы из Бодрума.

На самом месте, где стоял Мавзолей Галикарнаса к 19-ому веку лежали лишь фрагменты камней, статуй и барельефов. Многие были увезены британскими учеными (такие как Чарльз Ньютон, Дональдсон и другие) и историками в Англию. В какой-то момент до или после этого, грабители ворвались в и разрушили подземную погребальную камеру, но в 1972 году все еще оставались следы достаточные, чтобы определить расположение камер, когда они были раскопаны.

Мавзолей Галикарнаса был назван седьмым чудом света древними, и не из-за его размера, но из-за красоты его дизайна и того, как он был украшен скульптурой или украшениями. Мавзолей был главным архитектурным памятником Галикарнасса, стоящим в центре города на возвышенности над гаванью.

Поздняя история Мавзолея

Мавзолей долгое время был главной достопримечательностью города Галикарнас (сегодня Бодрум). Он остался нетронутым, когда город был взят войсками Александра Великого в 334 году до нашей эры и оставался не поврежденным после нападений пиратов в 62 и 58 до н.э. Мавзолей стоял в центре города в течение шестнадцати веков. Затем ряд землетрясений разбил колонны, а бронзовая колесница упала на землю. К 1404 году до н. э. лишь фундамент Мавзолея Галикарнаса оставался на своем месте.

Рыцари Святого Иоанна Родосского вторглись в регион и построили замок Бодрум (замок Святого Петра). Когда они решили укрепить его в 1494 году, они использовали камни с руин Мавзолея. В 1522 году слухи о вторжении в Турцию заставили крестоносцев укрепить замок в Галикарнасе (который тогда был известен как Бодрум), и большая часть оставшихся частей гробницы была разбита и использовалась в стенах замка. Здесь можно увидеть участки из полированного мрамора из могилы. Сулейман Великолепный завоевал базу рыцарей на острове Родос, которые затем переселился на Сицилию, а позже на Мальту, оставив замок и Бодрум Османской империи.

Во время фортификационных работ в основание памятника вошла партия рыцарей и открыла комнату, в которой был большой гроб. Во многих историях Мавзолея можно найти следующую историю о том, что произошло. Партия, решив, что было слишком поздно открывать ее в тот день, вернулась на следующее утро, чтобы найти гробницу, и любое сокровище, которое оно, возможно, содержало, разграблено. Тела Мавсола и Артемисии тоже пропали без вести. Небольшое здание музея рядом с местом Мавзолея рассказывает эту историю. Исследования, проведенные археологами в 1960-х годах, показывают, что задолго до того, как пришли рыцари, грабители выкопали туннель под могильной камерой, украв его содержимое. Также в музее утверждается, что наиболее вероятно, что Мавсол и Артемисия были кремированы, поэтому в могильной комнате была помещена только урна с пеплом. Это объясняет, почему тела никогда не были найдены. Рыцари просто ничего не знали про погребальные традиции древних людей.

Перед тем, как измельчить и сжечь большую часть оставшейся скульптуры Мавзолея для производства известки для штукатурки, рыцари удалили несколько лучших работ и установили их в замке Бодрум. Там они пробыли три века.

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире . Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы - Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола - злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса - битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей - слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

Великолепный памятник греческой архитектуры, признан одним из семи чудес света Древнего Мира.

Мавзолей в Галикарнасе — древнее чудо света

При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей - это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?

В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил. По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с и .


был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.

Мавзолей в Галикарнасе: архитектура

В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.

Мавзолей в Галикарнасе — великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз - мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.

Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига - античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников.


Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

Мавзолей в Галикарнасе простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки. После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.

Мавзолей в Галикарнасе - надгробный памятник правителя Карии — Мавсола, был построен в середине IV столетия до н. э. по приказанию его жены Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме (Турция), одно из античных чудес света. Мавзолей простоял 19 столетий. А в XIII столетии он рухнул в следствии сильного землетрясения.

Кария - древнее государство на юго-востоке современной Анатолии (Турция). 546 год — до н. э. — Кария была завоевана персами, а через 150 лет они допустили до управления этой сатрапией местную знать. Первым правителем Карии стал Гекатомн, сын Гиссалдома. Он был страстный поклонник всего греческого, и при нем в Карию, прежде всего в искусство, начали проникать эллинские традиции. Карийские правители были очень богатыми и приглашали самых лучших греческих архитекторов и скульпторов для украшения своей столицы Галикарнаса.

У Гекатомна было 5 детей - сыновья Мавсол, Идрей и Пиксодар и дочери - Артемисия и Ада. Дочерей по карийской традиции выдали замуж за своих братьев. В древнем мире такое кровосмешение бывало в обычае: считали, что оно способствует укреплению династии. Хотя в случае Мавсола и Артемисии это не оправдалось - детей у них не было.


А вот государство при Мавсоле (377–352 г. до н. э.) процветало. Мавсол был талантливый дипломат и военачальник, умевший прекрасно использовать наемный флот и армию. Он практически смог добиться независимости Галикарнаса от персов и захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Кроме этого, Мавсол был жестокий правитель и умел выжимать все соки из подвластных ему народов. В своих владениях он вводил налог за налогом, извлекая доход буквально из всего, даже с погребений или волос. Богатства его были огромными. Свою столицу он украсил зданиями, равными которым почти не было в мире.

После того как Мавсолумер, трон заняла его жена Артемисия II. Она царствовала до 348 г. до н. э. и, хотя немало скорбела об умершем муже, не забывала и о своих обязанностях правительницы. Римский архитектор Витрувий писал о том, как Артемисия возглавила разгром флота родосцев, которые возжелали захватить Карию после смерти Мавсола. Артемисия приказала своему флоту спрятаться в гавани, а жителям Галикарнаса занять крепостные стены. Обещанием сдать город правительница смогла заманить родосцев в ловушку, а сама неожиданно вышла из гавани со своим флотом и напала на них. Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади Галикарнаса.

Родосские корабли Артемисия использовала для того что бы напасть на Родос, пересадив на них своих воинов. Жители острова увидали свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что они возвращаются с победой. Суда вошли в гавань, и Артемисия захватила остров, отдав приказ казнить его правителей, а в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Скульптуры изображали, как Артемисия выжигает знак рабства на теле Родоса. Говорят, что родосцы, из религиозных соображений не разрушившие памятник, впоследствии обнесли это место стеной и приставили стражу, чтобы никто его не мог увидеть.

Однако не военными победами Галикарнас вошел в историю. Мавзолей стал свидетельством любви Мавсола и Артемисии. Римские историки Плиний и Гелий написали, что, когда Мавсол умер, Артемисия захотела сама стать живым памятником любимому. Она повелела сжечь его тело, превратить его кости в прах, смешать его с благовониями и, добавив воды, выпила. Но Артемисия этим не ограничилась: она построила для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, которую стали считать одним из чудес света, - Мавзолей в Галикарнасе.

Галикарнасский мавзолей удивлял в первую очередь своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в нем соединялись все три знаменитых стиля - дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из проконнесского мрамора. (В действительности он был только облицован мрамором, а его основу составлял массивный фундамент из необожженного кирпича.) Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами 18,9×42,3×11,1 метра. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-х ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались скульптуры. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь в прошлом столетии при раскопках, подтверждают сообщения древних писателей о том, что эти скульптуры создавали великие мастера. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Проект гробницы разработали архитекторы Пифей и Сатир. Со слов Витрувия, художники соревновались между собой, чтобы им было позволено украсить Мавзолей.

Каждому досталось по одной стороне здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Пракситель и, возможно, Тимофей.

Скопасу, который славился тем, что мог передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека, досталась восточная часть Галикарнасского Мавзолея. Он изобразил на ней битву греков с амазонками. Значительная часть оформленного Скопасом восточного фриза сохранилась.

Развалины мавзолея в Галикарнасе

По античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея в Галикарнасе стали героические подвиги Тесея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами. Трехметровую скульптурную группу Мавсола с Артемисией на вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор Мавзолея - Пифий, а по мнению современных исследователей - Бриаксис.

На втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Вокруг гробницы были расположены статуи львов и скачущих всадников. Мавзолей задумывался не просто как усыпальница, но как храм, в котором Мавсолу должны были оказывать «божественные» почести.

Место для Мавзолея было отведено на одной из самых широких улиц Галикарнаса, подымавшейся над рыночной площадью. Начиналась она в котловине у самого моря, шла вдоль гавани и связывала восточные и западные ворота города. По замыслу архитекторов, гробница царя Мавсола, как наиболее богатое и знаменитое сооружение Галикарнаса, должна была находиться в центре города и являться основным его украшением.

Артемисия умерла еще до того, как скульптурные украшения Мавзолея были закончены. Правда, некоторые из ученых полагают, что Мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола, и Артемисия только завершила его. Ведь строительство такого величественного сооружения должно было занять несколько лет, а Артемисия умерла спустя 2 года после Мавсола. Кроме этого, ей пришлось воевать. Вряд ли у нее были время и средства затевать грандиозное строительство в такое сложное время. Но так это или нет, доподлинно не известно.

Копии и подражания Мавзолею в Галикарнасе строились по всему античному миру, но они были в меньшей степени удачными. Гигантская усыпальница стала до такой степени знаменитой, что римляне начали называть мавзолеями все крупные сооружения такого рода. Мавзолей простоял 19 столетий. Даже землетрясение XIII века только незначительно повредило гробницу царя. О том, как Мавзолей в Галикарнасе погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где сказано о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

1522 год — когда султан Сулейман готовился напасть на родосцев, великий магистр ордена послал рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину, как тогда именовался Галикарнас, рыцари принялись за укрепление крепости Святого Петра. Для этого они использовали мраморные плиты и глыбы, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани.

Статуи Мавсола и Артемисии

Снимая плиту за плитой, они добрались до прекрасного четырехугольного зала, украшенного мраморными колоннами, карнизами и разными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены мраморными украшениями, по стенам и на потолке виднелись рельефы, изображавшие разные сцены и даже целые сражения.

Налюбовавшись всей этой красотой, рыцари, тем не менее, использовали этот материал так же, как и наружный. После они обнаружили еще один зал, поменьше. В нем находился четырехугольный мраморный надгробный памятник и урна. Этот памятник был так искусно сделан, что казался живым. Завороженные рыцари не успели к нему приблизиться, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидали, что памятник исчез, погребальная урна была открыта и только на земле были разбросаны кусочки золота и парчи.

Первым исследователем Мавзолея стал английский вице-консул в Турции сэр Чарльз Томас Ньютон. Он был археологом-любителем и занимался раскопками в свободное от дипломатической деятельности время. До него дошли слухи о том, как красивы и необычны были мраморные плиты стен турецкой крепости Будрун, где когда-то находилась построенная рыцарями-иоаннитами крепость Святого Петра.

Ньютон прибыл в Будрун и стал искать то место, откуда рыцари брали строительный материал. Оно должно было находиться неподалеку от крепости, иначе бы иоаннитам не было смысла брать оттуда мраморные плиты. Так Ньютон отыскал обломки Мавзолея, а под слоем земли и мусора - бесценные мраморные плиты с барельефами работы Скопаса.

Когда раскопки подходили к концу, обнаружили самое главное - расколотые на много частей двухметровые статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие прежде в колеснице, и мраморную лошадиную голову, длиной около метра, с позолоченной уздечкой и подвесками.

Голова была целой, но сама форма ее была деформирована - она была неестественно вытянутой. Если учесть, что древние греки были непревзойденными мастерами в достоверном изображении натуры, то странная форма лошадиной головы была попросту загадкой. Разглядывая ее, Ньютон догадался, чем объяснялась несоразмерность: лошади, запряженные в колесницу карийских правителей, стояли на 60-ти метровой высоте. На них смотрели издали и снизу, а для того чтобы глаз воспринимал статуи без искажений, их необходимо было исказить преднамеренно. Скульптор рассчитал зрительное искажение и компенсировал его. Все эти детали Мавзолея сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.

А не так давно, летом 2010 г. в Турции была обнаружена могила отца Мавсола, правителя Карии Гекатомна. На его саркофаге сохранились изображения и самого царя, и его старшего сына Мавсола, и дочери Артемисии, чьей любви мир обязан одним из чудес света.

Мавзолей в Галикарнасе - памятник, построенный над гробницей карийского царя Мавсола. Датируется IV веком до нашей эры и расположен на территории современной Турции

Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

По углам располагались каменные воины, охраняющие покой внутри мавзолея. Могила была построена в виде квадратного конического блока, в высоту составлявшего треть от общей высоты мавзолея (45 метров). Могила была покрыта барельефами со знаменитыми боевыми сценами, включая битву греков с амазонками

Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию - фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены

Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице:

После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных - мавзолей не был посвящен греческим богам

Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее

По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них - вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:


Рекомендую Вам также почитать о других чудесах древности -