Коэволюция примеры в биологии. Концепция коэволюции

от лат. со - с, вместе + эволюция) - параллельная, совместная эволюция, а точнее, историческая адаптация природы и человечества; взаимное приспособление в ходе эволюции: разных форм живого, обитающих совместно (насекомых и опыляемых растений); разных органов одной особи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОЭВОЛЮЦИЯ

со - приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio - развертывание) - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие "К." постепенно приобретает статус общенаучной категории. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах "паразит - хозяин", "хищник - жертва". Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." - И. Мичурин) и смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Руссо). Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. "Мы столь радикально изменили нашу среду, - утверждал Н. Винер, - что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Именно коэволюционный переход системы "человек - биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно - производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тинбергену "научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на Земле". Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

Эволюция - это фундаментальный научный тезис (постулат) том, что всему сущему свойственно постепенно качественно изменяться под воздействием окружающей среды.

Эволюция. В наше время термин «эволюция» чаще всего упоминается в контексте теории биологической эволюции, объясняющей то великое разнообразие живого мира, которое мы наблюдаем в природе, а так же причины его возникновения.

«Биологическая эволюция » - это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Существует несколько биологических эволюционных теорий, объясняющих механизмы, лежащие в основе эволюционных процессов живой природы.

В данный момент общепринятой биологической эволюционной теорией является синтетическая теория эволюции (СТЭ), которая является, по сути, синтезом классического дарвинизма и популяционной генетики.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) позволяет объяснить связь материала эволюции (генетические мутации) и механизма эволюции (естественный отбор).

В рамках синтетической теории эволюции (СТЭ) «эволюция» определяется как процесс изменения частот аллелей генов в популяциях организмов в течение времени, превышающего продолжительность жизни одного поколения.

Чарльз Дарвин был первым, кто сформулировал и предложил биологическую теорию эволюции на основе естественного отбора.

Эволюция путём естественного отбора - это процесс, который следует из трёх установленных фактов популяциях:

1) рождается больше потомства, чем может выжить;

2) у разных организмов разные черты, что приводит к различиям в выживаемости и вероятности оставить потомство;

3) эти черты - наследуемые.

Вышеуказанные условия приводят к появлению внутривидовой конкуренции и избирательной элиминации наименее приспособленных к среде особей, что ведёт к увеличению в следующем поколении доли таких особей, черты которых способствуют выживанию и размножению в этой среде. Естественный отбор - единственная известная причина адаптаций, но не единственная причина эволюции.

К числу неадаптивных причин биологической эволюции относятся генетический дрейф, поток генов и мутации.

Несмотря на неоднозначное восприятие в обществе, биологическая эволюция как естественный процесс является твёрдо установленным научным фактом, имеет огромное количество доказательств и не вызывает сомнений в научном сообществе.

В то же время отдельные аспекты биологических эволюционных теорий, объясняющих механизмы эволюции, являются предметом научных дискуссий.

Биологическая эволюция.

Биологическая эволюционная теория как путь к новым горизонтам познания.

Биологические эволюционные теории.

Практическое значение биологических эволюционных теорий.

Открытия в эволюционной биологии оказали огромное влияние не только на традиционные области биологии, но и на многие другие академические дисциплины, например, антропологию, психологию.

Представления об эволюции стали основой современных научных концепций и прикладной науки во многих областях жизнедеятельности человека: сельском хозяйстве, охране окружающей среды, широко используются в медицине, биотехнологии и многих других, социально значимых областях.

Эволюция. Биологическая эволюция .

История развития научных взглядов и представлений биологической эволюции.

Первые зафиксированные предположения том, что живые организмы могут изменяться, впервые встречается у греческих философов-досократиков.

Так представитель милетской школы Анаксимандр считал, что все животные изначально произошли из воды, после чего вышли на сушу. Человек, по его представлениям, зародился в теле рыбы.

У Эмпедокла можно обнаружить идеи гомологии и выживания наиболее приспособленных.

Демокрит считал, что наземные животные произошли от земноводных, а те в свою очередь самозародились в илу.

В отличие от этих материалистических взглядов, Аристотель считал все природные вещи несовершенными проявлениями различных постоянных естественных возможностей, известных как «формы», «идеи» или (в латинской транскрипции) «виды». Это было частью его телеологического понимания природы, в рамках которого у каждой вещи есть своё предназначение в божественном космическом порядке. Вариации этой идеи стали основой средневекового миропонимания и были объединены с христианским учением. Однако Аристотель не постулировал того, что реальные типы животных являются точными копиями метафизических форм, и приводил примеры, как могут образовываться новые формы живых существ.

В 17-ом веке в исследованиях появился новый подход, который отклонял аристотелевские утверждения, и искал объяснения естественных явлений в законах природы, единых для всех видимых вещей и не нуждающихся в неизменяемых естественных типах или божественном космическом порядке.

Но этот новый подход с трудом проникал в биологические науки, которые стали последним оплотом понятия неизменного естественного типа. Так, Джон Рей использовал для животных и растений, и для определения неизменных природных типов, термин «вид», но в отличие от Аристотеля он строго определил каждый тип живого существа как вид и считал, что каждый вид может быть определён по чертам, которые воспроизводятся от поколения к поколению.

По мнению, Рею эти виды созданы Богом, но могут быть изменчивы в зависимости от местных условий. Другая биологическая классификация, по Линнею, также рассматривала виды неизменными и созданными по божественному плану.

В 1972 году палеонтологи Нильс Элдридж и Стивен Гулд возродили дискуссию возможном прерывистом характере эволюционного процесса.

В конце 20-го века эволюционная биология получила импульс от исследований в области индивидуального развития. Открытие hox-генов и более полное понимание генетического регулирования эмбриогенеза помогли установить роль онтогенеза в филогенетическом развитии и сформировали представление об эволюции новых форм на основе прежнего набора структурных генов и сохранения схожих программ развития у филогенетически далёких организмов.

Биологическая эволюция. Практическое значение теории биологической эволюции для современной науки.

В третьем тысячелетии, исследования и развитие знаний в сфере теорий биологической эволюции продолжается. Актуальность и важность теории биологической эволюции подтверждена временем и новыми открытиями.

А важность для биологии теории биологической эволюции, лучше других сформулировал еще в 1973 году, биолог исследователь Феодосий Добжанский:

«Ничто в биологии не имеет смысл кроме как в свете эволюции», потому что эволюция объединила то, что сначала казалось бессвязными фактами, в непротиворечивую систему знаний, объясняющую и предсказывающую различные факты жизни на Земле.»

Эволюция и коэволюция в системе современных знаний!

Коэволюция. Что такое коэволюция?

Коэволюция. Феномен коэволюции представляет собой соразвитие взаимодействующих систем, рядоположенных на одном уровне организации материи или включенных друг в друга в силу принадлежности к разным уровням ее организации.

Коэволюция. Синергетические признаки коэволюции позволяет сформулировать ряд конструктивных правил эволюционных объединений и взаимодействий. Например, коэволюция развивающихся в разном темпе видов и структур.

Коэволюция. Принципы коэволюции несут в себе основу законов природы и могут быть использованы в качестве методологии в исследованиях будущего.

Коэволюция. Биологическая коэволюция. Что такое биологическая коэволюция?

Коэволюция (биологическая коэволюция) - это понятие, означающее совместную эволюцию биологических видов, взаимодействующих в экосистеме.

Коэволюция (биологическая коэволюция). Первым идею концепции «коэволюции» в её бизиологическом смысле предложил Н. В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году.

Коэволюция (биологическая коэволюция). Согласно взглядам Тимофеева-Ресовского, на «коэволюцию» - изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов.

Коэволюция (биологическая коэволюция). Коэволюция происходит при различных типах биоценотических взаимосвязей между видами, которые реализуются при взаимодействии конкретных видов в отдельных биоценозах.

Коэволюция (биологическая коэволюция). Процесс коэволюции сопровождается формированием комплекса взаимных адаптаций (коадаптаций), оптимизирующих устойчивые взаимодействия популяций разных видов.

Коэволюция (биологическая коэволюция). Следует отметить, что так как экосистемы формируют сеть межвидового взаимодействия, то все виды, входящие в экосистему, должны коэволюционировать.

Коэволюция. Основные принципы коэволюции. Законы коэволюции.

Коэволюция. Законы коэволюции. В основе процессов коэволюции лежат принципы, имеющие следующую иерархическую систему (коэволюционно-стохастические принципы):

1.Бифуркационный принцип. Несмотря на то обстоятельство, что бифуркация является диалектической противоположностью коэволюции, бифуркационный принцип имеет фундаментальную значимость для коэволюционных взаимодействий систем, принадлежащих к микро-, макро- и мегауровням самоорганизации материи и Метагалактики в целом.

Если эволюционная часть траектории развития системы характеризуется постоянностью накопления изменений, то бифуркационная часть траектории - это неожиданное и нелинейное изменение, происходящее в том случае, когда в системе возникают сильные напряжения. В жизнеспособных системах бифуркации приводят к более высоким формам порядка.

Из бифуркационного принципа вытекают очень интересные и важные в методологическом, и философском, плане выводы. Если допустить возможность повторения биологической или социальной эволюции, то она привела бы к совершенно иным результатам, так как эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости, а также, если невоспроизводимость материальных систем есть процесс от причины к следствию, то правомерно считать, что причина может лежать и в будущем.

2.Принцип необходимого разнообразия заключается в постоянном поддержании системами необходимого множества и разнообразия элементов и их отношений для их устойчивого и динамичного развития. Поэтому принцип необходимого разнообразия постулирует обладание системами свойством макроскопичности как обязательного условия наличия устойчивых коэволюционных взаимодействий. Этот принцип приложим как к неживым, так и к живым, социальным и идеальным системам.

Принцип необходимого разнообразия во многом опосредован наличием положительных нелинейных обратных связей, которые повышают меру сложности, неопределенности, стохастичности системы, но именно это порождает множество возможностей развития системы. Таким образом, наличие нелинейной обратной связи является необходимым условием эволюции открытых систем, в частности человека, его биологической и социальной основ и общества.

Разнообразие представлений, диалог мировоззрений, культур и форм деятельности - необходимая основа успешного решения общепланетарных проблем.

3.Принцип коэволюционного невырождения систем реализуется в тех случаях, когда друг другу противостоят системы генетического разнообразия. Происходит процесс взаимно обусловленного, коэволюционного усложнения как отдельных пар генов, так и мультигенных комплексов и генома в целом.

В рамках принципа динамического коэволюционного невырождения систем возможно исследование процессов ненаправленной сопряженной изменчивости не только на молекулярном уровне. Стохастические процессы генетической изменчивости «стремятся» вывести экосистему из равновесия. В биосфере на различных трофических уровнях спонтанно возникают качественно новые организмы, наделенные большей логической мощностью в оценке окружающей среды. Но так как главным фактором экологического окружения для любого вида, в том числе и для человека, являются другие виды, принцип динамического коэволюционного невырождения систем приложим к характеристике социальных процессов, более того, он позволяет методологически правильно подходить к управлению ими.

4.Принцип информационного ускорения вытекает из энтропийно-информационных взаимодействий. Высокоорганизованные направленно развивающиеся системы, в том числе галактики, скопления звезд и галактик, вселенная, биосфера, человек, содержат в себе информационную модель будущего. Данный принцип основывается на представлении об изменении энтропии системы как результате информационного взаимодействия, взаимосвязи энтропии и информации, хаоса и порядка. Структурирование системы можно рассматривать как повышение ее информационной емкости.

В социальной эволюции принцип информационного ускорения проявляется как информационное ускорение самоорганизующейся системы, относящееся к значимой информации. Это полностью относится к формированию ноосферы, «как всегда актуального сейчас» процесса.

И каждая последующая ступень социальной эволюции характеризуется возрастающей интенсивностью информационных процессов.

Принцип информационного ускорения отражает реальность ускорения темпов эволюции. С появлением человека в биосфере Земли чрезвычайно повышается информационная емкость системы «биосфера», и, более того, создается социосфера - новый, более высокий структурный уровень существования материи.

5.Дендроидно-ретикулярный принцип коэволюции исключает возможность создания идентичных систем в пространственно-временном континууме. Схематично он напоминает бифуркационные ветвления вероятностей в границах одного аттрактора - древо ветвления. Разновременность ветвления вероятностей в границах любого структурного уровня объективно создает следующие условия: образовавшаяся ветвь отсекает возможность «реализации» другой в том же направлении. В целом, древо ветвления представляет систему, прошедшую исторический путь развития, с присущими ей качествами: сложность, дифференцированность звеньев, их иерархия, согласованность функций и так далее.

Ретикулярная составляющая данного принципа отражает возможность образования систем при схождении в одной точке различных ветвей эволюции, из которой вновь образуется целый веер систем. Однажды сформировавшаяся система, занявшая некогда свободную эволюционную нишу, устраняет всякую возможность повторения эволюционной ситуации (определенного упорядоченного материального образования), даже в случае полного исчезновения данной системы. Повторение системного образа невозможно ни одновременно в разных областях пространства, ни позднее - ситуация неповторима.

Дендроидно-ретикулярный принцип коэволюции имеет глубинные связи с аттрактивными закономерностями развития, более того, можно говорить, что из него вытекает аттрактор, притягивающий вероятные пути развития и определяющий направление, цель сопряженного развития различных систем.

Этот принцип тесно связан с бифуркационным принципом коэволюции и справедлив как для систем микроуровня, так и для более сложных систем - от элементарных частиц до живых организмов, биогеоценозов, человека и общества.

6. Принцип иерархических компенсаций предполагает возможность перехода на следующий иерархический уровень развития через формирование новых информационных связей между элементами прежнего уровня и необходимость энергетической платы за каждую вновь устанавливаемую межэлементную связь.

Принцип иерархических компенсаций распространяется на живую и неживую природу, язык, культуру, социальное управление и согласуется с дендроидно-ретикулярным принципом коэволюции, так как рост разнообразия на новом уровне обязательно ограничивает таковой на предыдущем.

Накопление информации внутри какой-либо системы всегда оплачивается возрастанием энтропии внешней среды. Вследствие этого в процессах перехода систем на новый иерархический уровень неизбежно возникает проблема ограниченности внешних ресурсов. Человек, используя предоставляемые природой ресурсы, заимствует не только энергию их внутренних связей, но и ту структурную информацию, которая содержалась в этих связях до их разрушения. Развитие социума не может не производить нарушений в экосистеме, возникающий дисбаланс вызывает изменение технологий жизнеобеспечения и форм социальной организации.

7.Принцип гетерометрии биологического и социального отражает стягивание воедино биологической и социокультурной сущностей человека, находящихся во взаимосвязях с экофакторами среды обитания человека. Данный принцип способствует разрешению чрезвычайно сложной задачи возможности коэволюции природы и общества. Разноприродность биологического и социального компонентов единой системы, функционирующих по различным законам, дает основание для предположения, что в основе коэволюционного процесса общества и природы лежат дополнительные механизмы, определяющие направление и скорость соразвития этих систем, принадлежащих к разным уровням организации.

Принцип гетерометрии отражает иерархию природных целостностей, жизнь и разум человека перестраивают эволюции природы, создавая «новую» природу с новыми законами и механизмами функционирования, что и предопределяет явление коэволюции гетеромерных систем.

8.Принцип детерминации будущим имманентно связан с информационными взаимодействиями в биологических и социальных системах и деятельностной концепцией культуры и отражает объективность коэволюционных связей между разновременными объектами и формирование цели развития в процессе синергетических трансформаций материальных систем.

Так, в процессе мейотического деления клеток воедино сливаются два явления: прямое наследование родительских генов и их изменение. Происходит детерминация прошлых событий настоящими, протекает одновременный процесс детерминации прошлым и детерминации будущим в живых системах. С появлением у высших организмов психики опережение событий становится существенно более дальним и надежным.

Интеллектуально-духовная, познавательно-деятельностная сущность человека еще более актуализируют явление детерминации будущим и придают ему методологическое значение принципа коэволюции. Детерминация будущим выступает как человекоразмерность ноосферогенеза, в которой заключается его аксиологическая сущность.

9.Принцип эволюции эволюционных механизмов основывается на представлении ноосферы как сферы взаимодействия природы и общества, в которой главным (среди равных) фактором развития становится разумная человеческая деятельность, придающая интерсинергийности современному этапу становления ноосферы. Человеческий разум создает новые законы развития материи - законы интеллектики, которые «работают» под управлением человека. Человек создает новые материальные образования, вплетенные в общий поток коэволюционных связей глобального эволюционизма, которые никогда не создала бы природа без его определяющего участия.

Несмотря на то, что роль разума главенствующая и в ставшей ноосфере он должен обеспечивать успешность коэволюционного процесса, разум человека и природа являются равнозначными подсистемами, так как человек способен жить только в условиях биосферы с определенными параметрами. В связи с тем, что разумная деятельность становится главным фактором глобальных трансформаций, следует говорить превращении биосферы в подсистему и объективности принципа эволюции эволюционных механизмов.

10.Антропно-социокультурный принцип коэволюции вытекает из самого факта существования человека в составе земной биосферы. Человек, человеческая мысль, сознание, духовный мир человека, его иррациональность и непредсказуемость - такая же принадлежность природы, как и все другие космические объекты.

Антропно-социокультурный принцип предполагает целокупность интеллектуальной, духовной и нравственной составляющих жизнедеятельности человека в природе и включает жесткие логические ограничения совместного развития. Человек должен соизмерять степень своего воздействия на природу с ее регенерационными возможностями. В этом заключается смысл основывания антропно-социокультурного принципа на экологическом императиве коэволюции человека и природы, как объективно обусловленном. Включенность человека в природные коэволюционные процессы определяет задачу сохранения всех существующих природных систем как необходимого условия успешного существования человека в биосфере и придает гуманистический смысл концепции коэволюции.

11.Принцип техно-гуманитарного баланса предполагает существование специфических механизмов селектогенеза, адаптации человечества к растущему инструментальному могуществу. Технологическая мощь современной цивилизации, способная уничтожить среду жизни человека, уравновешивается гуманитарной зрелостью культуры, вырабатывающей адекватные механизмы сдерживания агрессии. На разных стадиях общественного развития соблюдается закономерная зависимость трех переменных факторов: технологического потенциала, качества выработанных культурой средств регуляции поведения и устойчивости социума. Причем внутренняя устойчивость социума имеет прямопропорциональную зависимость от качества регуляторных механизмов культуры, а внешняя устойчивость - от технологического потенциала общества. Растущий технологический потенциал делает социальную систему более чувствительной к состояниям массового и индивидуального сознания.

12.Принцип ноосферного развития имманентно связан с вечным вопросом свободы воли. Возможность свободного выбора является составной частью наших понятий нравственной ответственности и так же является сущностной основой человекоразмерности коэволюционных принципов ноосферности. Возникновение в процессе естественного развития Разума, обретение материей способности познавать самое себя, видеть себя «со стороны» привели к появлению и новых «алгоритмов эволюции», резко ускоривших все процессы развития на Земле. И не просто ускоривших, но и существенно раздвинувших рамки эволюции. Границы допустимой разумной деятельности определяются не только законами природы, не только объективными факторами, но и факторами субъективными, поскольку разум имеет своего носителя - человека.

Нынешний этап развития ноосферы представляет собой этап накопления знаний человека самом себе, окружающем мире и путях успешного коэволюционирования общества и природы. Его можно определить как информационный этап ноосферогенеза, как способ перехода к экологически ориентированному обществу на основе гуманизации социосферы посредством разума в наиболее всестороннем содержании ноосферного гуманизма как «всегда актуального сейчас».

Коэволюция разума, техно- и биосферы выступает основанием ноосферных принципов: гетерометрии, детерминации будущим, эволюции эволюционных механизмов развития, антропно-социокультурного и техно-гуманитарного баланса. - сфера взаимодействия природы и общества, в которой главным фактором развития становится разумная человеческая деятельность.

Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.

Понятие «вторая природа» в научной литературе означает:

Современная теория саморазвития и самоорганизации мира:

Русской религиозной философии соответствует следующий взгляд на проблему бытия:

В качестве основного принципа для объяснения иррационалистического учения наиболее всего подходит термин

Раздел философии, основной категорией которого является категория добра:

Философы Нового времени размышляли по преимуществу над

Специфика традиционного и техногенного типов общества проявилась на следующем этапе взаимодействия общества и природы:

Определение, соответствующее понятию «секуляризация», это:

Искусство – это:

Представителем русского экзистенциализма являлся

Способы деятельности, достижения в материальных и духовной сферах, характерные для всех людей, всех стран и народов на Земле:

Мыслитель, благодаря которому синонимом философии на долгое время стал термин «метафизика»:

Концепцию о трех видах существования универсалий («до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей», т.е. в человеческом разуме, как результат абстракции) сформулировал

Философии Г. Гегеля присущ

Философ, сформулировавший свои знаменитые вопросы, обращенные к каждому человеку: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я должен надеяться? 4) Что такое человек?

Согласно философам-экзистенциалистам, бытие, направленное к ничто и осознающее свою конечность – это:

Одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:

Рассел, Витгенштейн, Карнап являются представителями:

Направление современной западной философии, связанное с исследованием природы и развития научного знания:

1) взаимодействие индивида и общества;

2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

3) современная теория эволюции;

4) синоним эволюционного подхода.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Данный раздел УМК включает в себя:

– перечень основной и дополнительной литературы;

– перечень Интернет-ресурсов.

В качестве основной литературы указаны основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке университета (института). В качестве основной литературы рекомендована только та литература, которая имеется в библиотеке ЧИ БГУЭП, или в электронном варианте на кафедре «Истории и политологии».

Согласно требованиям, перечень основной литературы должен содержать не более 5 источников, имеющих гриф учебников и учебных пособий, год издания которых по дисциплинам общегуманитарного профиля - 5 лет. Исключением могут служить фундаментальные учебные издания, выдержавшие несколько переизданий. Основной базовый учебник по данной дисциплине должен быть в достаточном количестве в библиотеке университета (филиала).

В качестве дополнительной литературы указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения дисциплины (монографии, сборники статей, журналы и др.)

В процессе преподавания философии применяются следующие методы:

1. Использование информационных ресурсов и баз знаний.

2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий.

3. Ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ.

4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению.

5. Возможность подготовки самостоятельных студенческих работ с использованием мультимедиа (презентации).

Карта обеспеченности учебной литературой по дисциплине «Философия» в библиотеке ЧИ БГУЭП.

Философия
Алексеев П.В.Философия [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2006. - 608с.
Алексеев, П. В.Философия [Текст] : Учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М., 2009. - 592 с.
Бучило, Н.Ф.Философия [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. - 480 с.
Данильян, О.Г.Философия [Текст] : Учеб. / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2009. - 512 с.
Данильян, О.Г.Философия [Текст] / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2007. - 512
Данильян О.Г.Философия / О.Г.Данильян,В.М.Тараненко. - М., 2006. - 512 с.
Спиркин, А. Г.Философия [Текст] : Учеб. / А. Г. Спиркин. - М., 2008. - 736 с.
Спиркин, А.Г.Философия [Текст] : Учеб. / А.Г. Спиркин. - М., 2010. - 828 с.
Философия [Текст] : Учеб. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М., 2010. - 735 с.
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2007. - 622 с.
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2009. - 561 с.
Кармин, А. С.Философия [Текст] : Учеб. / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб., 2010. - 560 с.
Бучило, Н.Ф.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М., 2010. - 432 с.
Борзенков, В. Г.Философия науки. На пути к единству науки [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Борзенков. - М., 2008. - 320 с.
Балашов, Л. Е.Философия [Текст] : Учеб. / Л. Е. Балашов. - М., 2010. - 612 с.
Мамедов, А. А.Философия: Практикум для вузов [Текст] : Практикум / А. А. Мамедов. - М., 2009. - 136 с.
Войтов А.Г.История и философия науки / А.Г.Войтов. - М., 2006. - 691 с.
Губин, В. Д.Философия: актуальные проблемы [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Губин. - М., 2009. - 367 с.
Философия [Текст] : Учеб. / В. Г. Кузнецов. - М., 2009. - 519 с.
Малахов, В. П.Философия права. Идеи и предположения [Текст] : учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2008. - 391 с.
Бучило, Н.Ф.Философия [Электронный ресурс] / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. -
Малахов, В. П.Философия права: формы теоретического мышления о праве: Таблицы и схемы [Текст] : Учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2009. - 263 с.
Кобылянский, В. А.Философия экологии. Краткий курс [Текст] : учеб. пособие / В. А. Кобылянский. - М., 2010. - 632 с.
Вечканов, В.Э.Философия. Курс лекций [Электронный ресурс] / В.Э. Вечканов. - М., 2010. - Время звучания: 11ч.41 мин с. -
Марков, Б.В.Философия [Текст] : Учеб. / Б.В. Марков. - СПб, 2009. - 432 с.
Мурзин Н.Н.Философия в вопросах и ответах / Н.Н. Мурзин. - М., 2006. - 256с.
Нижников, С.А.Философия [Текст] : Учеб. / С.А. Нижников. - М., 2006. - 400 с.
Никитич, Л.А.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Никитич. - М., 2008. - 335 с.
Островский, Э. В.Философия [Текст] : Учеб. / Э. В. Островский. - М., 2009. - 313 с.
Рузавин, Г.И.Философия [Текст] : Учеб. / Г.И. Рузавин, В.П. Ляшенко, О.А. Митрошенков. - М., 2007. - 632 с.
Рузавин, Г.И.Философия науки [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Рузавин. - М., 2008. - 400 с.

Практикумы, хрестоматии

1. Гладков В.А.Философский практикум. Вып.1-3. М., 1994.

3. Мир философии. Ч.1-2. М., 1991.

Справочные издания

1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

2. Гуревич П.С. Философский словарь. М., 1997.

3. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

4. Краткий философский словарь./Под ред. А.П.Алексеева. М., 1997.

5. Словарь философских терминов. Под ред. В.Г.Кузнецова. М, 2004.

6. Современная западная философия. Словарь / Под ред. В.С.Малахова и В.П.Филатова. М., 1998.

7. Философский энциклопедический словарь. М, 1997.

Электронные ресурсы.

Вся необходимая научная и учебно-методическая литература имеется в Интернете по адресу:

1. Электронная библиотека по философии // www.filosof.historic.ru

2. «Золотая философия» // www.philosophy.alleu.net

3. Электронную версию учебника "Введение в философию"(под рук.И.Т.Фролова) см.: http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/

Дополнительная литература электронный ресурс

5. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи [Электронный ресурс]: пер. с англ. / А. Лавджой. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lovejoy/index.htm

6. Шпет, Г.Г. Сознание и его собственник [Электронный ресурс] / Г.Г. Шпет. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shpet01/index.htm

7. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm

8. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm

9. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm

10. Хокинг, С. Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр [Электронный ресурс]: пер. с англ. / С. Хокинг. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hokin01/index.htm

11. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm

12. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки (кн.1 + кн.2) //Греческая (новоевропейская) философия в ее связи с наукой (www.philosophy.ru).


Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.

Шелер М. Положение человека в космосе . 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос". Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

В 1960-х гг. Л. Маргулис предположила, что эукариотические клетки (клетки с ядром) произошли в результате симбиотического союза простых прокариотических клеток,

Одум Ю. Указ. соч. С. 286.

таких как бактерии. Л. Маргулис выдвинула гипотезу, что митохондрии (клеточные органеллы, которые производят энергию из кислорода и углеводов) произошли от аэробных бактерий; хлороиласты растений когда-то были фотосинтезирующими бактериями. По мнению Л. Маргулис, симбиоз - образ жизни большинства организмов и один из наиболее созидательных факторов эволюции. Например, 90% растений существует вместе с грибами, поскольку грибы, связанные с корнями растений, необходимы им для получения питательных веществ из почвы. Совместная жизнь приводит к появлению новых видов и признаков. Эндосимбиоз (внутренний симбиоз партнеров) - механизм усложнения строения многих организмов. Изучение ДНК простых организмов подтверждает, что сложные растения произошли из соединения простых. Схематически это можно представить следующим образом (рис. 4):

Из схемы видно, что соединение двух организмов (обозначенное знаком (+)) ведет к созданию третьего (обозначено знаком (-»)). Присоединение к нему еще одного дает четвертый организм и т.д.

Такая симбиотическая коэволюция хорошо согласуется с данными синергетики, и ею можно объяснить образова-

Рис. 4. Гипотеза многоклеточных организмов ние колоний амеб под влиянием недостатка пищи и образование муравейника. В синергетических терминах это описывается так. Начальной флуктуацией является несколько большая концентрация комочков земли, которая рано или поздно возникает в какой-то точке области обитания термитов. Но каждый комочек пропитан гормоном, привлекающим других термитов. Флуктуация растет, и конечная площадь гнезда определяется радиусом действия гормона.

Так происходит переход от целесообразности на уровне организмов к целесообразности на уровне сообществ и жизни в целом - целесообразности в научном смысле слова, определяемой тем, что существуют не внешние по отношению к сообществам, а внутренние объективные надоргаииз- менные механизмы эволюции, которые изучает наука.

С точки зрения концепции коэволюции естественный отбор, который играл главную роль у Ч. Дарвина, является не «автором», а скорее «редактором» эволюции. Конечно, в этой сложной области исследований науку ждет еще немало важных открытий.

Эволюция идет за счет естественного отбора не только на видовом уровне. Естественный отбор на более высоких уровнях также играет важную роль, особенно: сопряженная эволюция, т.е. взаимный отбор зависящих друг от друга видов; групповой отбор, или отбор на уровне популяций, который ведет к сохранению признаков, благоприятных для группы в целом, даже если они неблагоприятны для конкретных носителей этих признаков.

Ю. Одум дает следующее определение коэволюции, или сопряженной эволюции. «Сопряженная эволюция - это тип эволюции сообщества (т.е. эволюционных взаимодействий между организмами, при которых обмен генетической информацией между компонентами минимален или отсутствует), заключающийся во взаимных селективных воздействиях друг на друга двух больших групп организмов, находящихся в тесной экологической взаимозависимости» 1 . Гипотеза сопряженной эволюции П. Эрлиха и П. К. Равена (1965) сводится к следующему. В результате случайных мутаций, или рекомбинаций, растения начинают синтезировать химические вещества, не имеющие непосредственного отношения к основным путям метаболизма или, возможно, являющиеся побочными отходами, возникающими на этих

Одум Ю. Указ. соч. С. 354.

путях. Вещества эти не мешают нормальному росту и развитию, но могут уменьшать привлекательность растений для растительноядных животных. Отбор приводит к закреплению данного признака. Однако насекомые фитофаги могут выработать ответную реакцию (наподобие устойчивости к инсектицидам). Если в популяции насекомых появится мутант, или рекомбинант, способный питаться растениями, которые прежде были устойчивы к данному насекомому, отбор закрепит этот признак. Итак, растения и фитофаги эволюционируют вместе.

Отсюда выражение «генетическая обратная связь». Так называют обратную связь, в результате которой один вид - фактор отбора для другого и этот отбор влияет на генетическую конституцию второго вида. Групповой отбор, т.е. естественный отбор в группах организмов, является генетическим механизмом коэволюции. Он ведет к сохранению признаков, благоприятных для популяций и сообществ в целом, но не выгодных для их отдельных генетических носителей внутри популяций. Концепция коэволюции объясняет факты альтруизма у животных: заботу о детях, устранение агрессивности путем демонстрации «умиротворяющих поз», повиновение вожакам, взаимопомощь в трудных ситуациях и т.п.

Данный генетический механизм может привести и к гибели популяции, если ее деятельность вредит сообществу. Известно, что вымирание популяций может происходить с высокой скоростью и здесь сказывается именно групповой отбор. Это предупреждение человеку, который противопоставил себя биосфере.