Славянские князья до образования киевской руси список. Киевская Русь

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородскими и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.


Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

Вопрос.

История – одна из важнейших гуманитарных наук в программе высшей школы, содержание которой являются изучение процесса возникновения и развития человеческого общества, на всей территории земли. Овладение знанием по истории общества формирует … чувства, обогащает интеллект студента.

История – процесс развития природы и общества (в широком масштабе). Наука предполагает достоверность изложенных событий и объективность ист. личности. Основателем является Геродот древнегреческий философ (история как наука дисциплины).

Отеч. История:

Усвоение основных закономерностей логики и истории развития России;

Понимание истоков самобытности многих процессов и многоаспектности развития событий;

Целостное и взвешенное осмысление исторического пути, пройденного нашей страной с начала образования древнерусского государства по современный период времени.

Периоды развития:

· Первобытное

· Древнейший мир

· Средневековье

· Новое время

· Новейшая история

Ист. Источники:

Письменный (законы, договоры, летописи, дневники, письма и т.д)

Устный (былины, сказки, поговорки)

Вещественный (орудия труда, предметы быта, останки каменных сооружений)

Лингвистический (язык)

Этнографический (обряды, обычаи).

Вспомогательные ист. Источники:

· Генеалогия ()

· Геральдика()

· Дипломатия (документы дипломного характера)

· Метрология (магнитное измерение)

· Ономастика (географические названия)

· Нумизматика (денежное обращение)

· Палеография (почерк)

· Сфрагистика ()

· Хронология (время)

· Этимология (происхождение)

Историография – историческая наука в целом. Совокупность исслед-й., посвященным опред-му., ист. Периоду с использованием ист. источников и литературы

Происхождение восточных славян

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.
Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.
Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).



Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие. Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.
Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был названКиев.
Образование Древнерусского государства (Киевской Руси) явилось закономерным завершением процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятка славянских племенных союзов. Однако первобытно-общинные традиции сохранялись ещё долгое время практически во всех сферах жизни восточных славян. Согласно одной из самых известных – норманнской – первое государство восточных славян было создано под влиянием скандинавского этноса. Эта широко популярная на протяжении длительного времени теория основана на факте присутствия на Руси в IX-X веках дружинников-варягов и варяжском происхождении династии Рюриковичей

Вопрос

7 в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось сильное хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства (каганата) распространялась до Днепра и Черного моря. В начале 8 в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян – союзников хазар – было взято в плен. С севера в русские земли проникают “варяги” (норманы, викинги). В начале 8 в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане (на Таманском полуострове) образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору. В такой сложной обстановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности. 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включало территории других славянских племен – древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государства оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Вопрос


Первые древнерусские князья:

Рюрик (?-879) - родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями - Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику - Олегу.

Олег (?-912) - второй правитель Руси. Княжил с 879 по 912 г. вначале в Новгороде, а затем в Киеве. Является основателем единой древнерусской державы, созданнойим в 882 г. с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его "вещим", т. е. мудрым.

Игорь (?-945) - третий русский князь (912-945), сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор, закрепивший военно-политические победы Руси. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.

Ольга (ок. 890-969) - жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В 959 г. первой из русских правителей направила посольство в Западную Европу, к императору Оттону I. Ответом его было направление в 961-962 гг. с миссионерскими целями в Киев архиепископа Адальберта, который попытался принести на Русь западное христианство. Однако Святослав и его окружение отказались от христианизации и Ольга была вынуждена передать власть сыну. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука - будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

Святослав (?-972) - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964-966), хазар (964-965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969-971), Византию (971). Воевал также против печенегов (968-969, 972). Русь превратилась при нем в крупнейшую силу на Черном море. С этим не могли смириться ни византийские правители, ни печенеги, договорившиеся о совместных действиях против Святослава. Во время возвращения из Болгарии в 972 г. его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги. Святослав был убит.

Владимир I Святой (?-1015) - младший сын Святослава, победивший своих братьев Ярополка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969) и киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. Заново укреплен и впервые застроен каменными строениями Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета и могущества. Вырос международный авторитет новой христианской державы. Владимир был канонизирован Русской православной церковью и упоминается как Святой. В русском фольклоре назван Владимиром Красное Солнышко. Был женат на византийской принцессе Анне.

Святослав II Ярославич (1027-1076) - сын Ярослава Мудрого, князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (с 1073). Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы страны от половцев. В год смерти принял новый свод законов-"Изборник".

Всеволод I Ярославич (1030-1093) - князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), великий князь киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу против половцев, принимал участие в составлении Правды Ярославичей.

Святополк II Изяславич (1050-1113) - внук Ярослава Мудрого. Князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь киевский (1093-1113). Отличался лицемерием и жестокостью как по отношению к подданным, так и к близкому окружению.

Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125)- князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (1113-1125). . Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка П. Принял меры по ограничению произвола ростовщиков и управленческого аппарата. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов, существовавшие до него, новыми статьями. Оставил "Поучение" своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести

Мстислав I Владимирович (1076-1132) - сын Владимира Мономаха. Великий князь киевский (1125-1132). С 1088 г. правил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участвовал в работе Любечского, Витичевского и Долобского съездов русских князей. Принимал участие в походах против половцев. Возглавил оборону Руси от западных соседей.

Всеволод П Ольгович (?-1146) - князь черниговский (1127-1139). Великий князь киевский (1139-1146).

Изяслав II Мстиславич (ок. 1097-1154) - князь владимиро-волынский (с 1134), переяславский (с 1143), великий князь киевский (с 1146). Внук Владимира Мономаха. Участник феодальных усобиц. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской патриархии.

Юрий Владимирович Долгорукий (90-е гг. XI в. - 1157) - князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы (1147). В 1155г. вторично овладел Киевом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174)-сын Юрия Долгорукого. Князь владимиро-суздальский (с 1157). Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)- сын Юрия Долгорукого. Великий князь владимирский (с 1176). Сурово подавил боярскую оппозицию, участвовавшую в заговоре против Андрея Боголюбского. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла периода своего расцвета. Прозвище получил за большое количество детей (12 человек).

Роман Мстиславич (?-1205) - князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни, Считался могущественнейшим правителем Руси. Убит в войне с Польшей.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский (1212-1216 и 1218-1238). В ходе междоусобной борьбы за владимирский престол потерпел поражение в Липицкой битве в 1216г. и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 г. заложил г. Нижний Новгород. Погиб в ходе битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Даниил Романович (1201-1264) - князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрялстроительство городов (Холм, Львов и др.), ремесла и торговлю. В 1254 г. получил от папы римского титул короля.

Ярослав III Всеволодович (1191-1246)-сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Новгороде. В 1236-1238 гг. княжил в Киеве. С 1238 г. - великий князь владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду и в Монголию.

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского)

Причины крещения Руси

· Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам

· Стремление к укреплению государства: один монарх - одна вера

· Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

· Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина

· Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов

· Владимир был варягом. Его мало заботили верования народа русского

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

· 882 - Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства Киевская Русь

· 912-945 - правление Игоря, сына Рюрика

· 945-969 - правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены

· 964-972 - Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь

· 980-1015 - Княжение Владимира Красное Солнышко

· 980 - Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)

· 987 - Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры

· 987 - Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II

· 988 - Поход Владимира в Крым, осада Корсуни (Херсонеса)

· 988 - Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне

· 988 - Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)

· 989 - Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество

Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси

Киевская Русь стала полностью централизованным государством

Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом

Православная церковь стала опорой власти

Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига

Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой.

Киевская Русь 9-12 вв. Первые русские князья

Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация власти в руках родоплеменной знати - таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.
По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли выходцы из Скандинавии - варяги (норманны). Появившись в Новгороде первоначально в качестве наемной дружины местного князя, они смогли затем захватить власть. Норманнская теория. Ее сформировали немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, приглашенные правительством Анны Иоанновны в 18 в.
По их мнению, в конце 9 в. на киевский престол были приглашены варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор. Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.
В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.
Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам. (Иду на вы).
Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988 г.
Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы.
Далее знамениты Владимир Мономах, Юрий Долгорукий.

В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них - это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилиза- ции. В соответствии с другой Россию следует рассматривать как вариант посточного общества. В соответствии с третьей - это евразийская циви- лизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русыо, и с Русыо северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим - земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери S центром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями ва­ряжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил (свер и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался и одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство - Киевская Русь. Вопрос о происхо­ждении древнерусского государства и династии киевских князей Поро­дил в отечественной науке многовековой спор между норманистами, до­казывающими организующую роль скандинавского начала в становле­нии государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию (I гественного возникновения славянского государства как результата мпигельного общественного процесса.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование древнерус- i кого государства. Это событие летопись связала с именем Олега (879- I I)._Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточ­ных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но мно- н) земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древ­нерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севе­ра на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Jleтопись рассказывает об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение договора между Ви­зантией и Русью, весьма выгодного для нас.



В княжение Игоря (912-945) русские совершают новый поход на Византию, он оказался неудачным. Поход был повторен в 944 г. Снова был заключен договор с Византией, менее выгодный для Руси. Князь Игорь погиб при попытке собрать дань с древлян.

Жена князя Игоря - Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за смерть мужа - сожгла столицу древлян город Искоростень. Она про­явила себя мудрой правительницей. «Все на этом свете остроумная Оль­га искала мудростью» - писал о ней летописец. Она объездила всю стра­ну, устанавливая правила, порядок, размеры дани, устраивала погосты - место сбора оброка, определяла места торговли, куда могли съезжаться гости и т.д. В 955 г. Ольга совершила путешествие в Царьград и приня­ла христианство.

Русские совершали походы на Закавказье (80-е годы, 909, 910, 913- 914, 943-944), используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные и все развивающиеся связи, как это обычно было в эпоху раннего феодализма, перемежались с военными столкновениями.

В княжение Святослава Игоревича (964-972) был нанесен сокру­шительный удар Хазарскому каганату. Владения Киева распространи­лись до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Кры­ма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси во­шли земли ясов, касогов, обезов - предков нынешних осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев, абазинцев и др.

Святослав совершил поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. Святослав привлек па свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзником Руси. В 970 г. русские начали наступление. Весной 971 г. император Византии перешел в наступление. Русские героически отстаивали Доростол, но огромное численное пре­восходство греков вынудило Святослава вступить в переговоры с импе­ратором. Русские вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у порогов на них напали кочевники-печенеги. Святослав был убит. Свято­слав закончил процесс объединения восточно-славянских земель.

2. Расцвет Киевской Руси

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X - начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Муд­рого (1019-1054). Содержание этого периода состоит в следующем: п окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства

Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, бо­ярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения - рядовичи, заку­пы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне - общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и ут­верждается единая государственная религия - христианство, в стране по­являются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Ру­си стала «Русская правда»),

£ Языческая религия не могла уже удовлетворять потребностей фео­дального государства. Попытка реформировать язычество, предпринятая при Владимире и заключавшаяся в объединении главных божеств, в том числе племенных, в единый пантеон во главе с Перуном, копировавший отношения, сложившиеся на Руси между князем и его дружинным ок­ружением, как полумера, успеха не имела, и религией раннефеодального древнерусского государства стало христианство.

Решающую роль в утверждении христианства на Руси сыграла Ви- зантия. Немаловажное значение имела и Болгария. С обеими этими странами, особенно с родственной по языку и культуре Болгарией, Русь издавна была тесно связана. Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс феодалов рассматривал хри­стианство, как наиболее приемлемую форму идеологии возглавляемого им общества.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христиан- i I на как господствующей религии произошло 988 г. Новую веру вводи- ни силой. Свергали, рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся“ук- попиться от крещения, пугали конфискацией имущества и смертью и за- I оняли в реку для крещения «страхом».

Принятие христианской религии, заменившей традиционные пле- мгиные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило Авторитет государства, подняло значение | пяжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и питие восточнославянского общества, оказалоогромн^^ политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию ■ пьтуры. Принятие христианства включило Русь в систему_общехристанских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызы- пип, острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» ой! словило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития. I

При Ярославе Мудром продолжалось укрепление рубежей РуЯ На юге, на р, Сан, высились стены города Ярослава, на северо-западе, земле «чуди» (эстов), был заложен Юрьев (Тарту), названный христши ским именем Ярослава Мудрого - Юрий. В 1036 г. у самого Киева ру! ские наголову разгромили печенегов, остатки которых откочевали я юго-запад. К югу от Киева, в Поросье, стали оседать признавшие с< и подданными киевского князя тюрки-кочевники: торки, печенеги, берендеи 1

Развитие феодализма выражалось прежде всего в росте феодальна го землевладения. В XI - начале XII в. этот процесс идет очень быст *(Источники той поры часто говорят о крупном феодальном землевлаш нии князей, бояр, монастырей.

Развитие феодального землевладения находит яркое отражений! «Русской Правде». Она была составлена в 1072 г. Изяславом, Святосн! вом и Всеволодом - сыновьями Ярослава Мудрого.

Отношения между государствами в XI - начале XLU в. были npl имущественно мирными: имели место только два военных конфликта 1043 г., когда русские войска совершили последний поход па КонстЯ тинополь, и в середине 1110-х гг., когда киевский князь Владимир IVfl номах предпринял попытку посадить на византийский императора и престол своего ставленника.

В период существования единого государства Русь, с конца X I начала XII столетия, оно играло заметную роль в международных о им шениях. Киевские князья вмешивались в политическую борьбу в По/Я ше, Венгрии, Норвегии. Поддерживались постоянные связи, в том чип! через многочисленные династические браки, также с Германией, Вши тией, Швецией, Данией, Чехией, Францией.

Пока Русь оставалась относительно единым государством, ее ii|> вители проводили общерусскую внешнюю политику: преимуществе! iit| ориентация на союз с теми или иными иностранными государстниК| (Византией, Германией, Польшей, Венгрией) бывала в XI - начале* столетия следствием личных (матримониальных в первую очередь) С1 зей тех или иных князей. Иная ситуация сложилась в период раздет ленности. Теперь каждая земля проводила свою внешнюю полш ий Нередки были в XII - нач. ХШ в. факты участия иноземцев (полошЯ венгров, поляков) в междоусобных войнах русских князей.

3. Древнерусская культура

В формировании древнерусской культуры решающее значея имело принятие христианства в его восточном, православном варили!

>n<> приобщило страну к культурам византийской, а через нее опосредо- нпнно - к античной и ближневосточной. Но еще задолго до крещения Русь стала входить в орбиту формировавшейся славянской христиан­ской культуры - благодаря усвоению славянской азбуки, созданной Ки­риллом и Мефодием Деятельность Кирилло-Мефодиевской миссии происходила во второй половине IX в. в других славянских странах, Болгарии и Моравии, но уже с начала X столетия один из двух создан­ных ее трудами славянских алфавитов - кириллица - стал использоваться на Руси. А после христианизации сюда пошел мощный поток славяноя- 1ЫЧНОЙ литературы.

Памятники, созданные во второй половине JX-X вв. в Болгарии, Моравии, Чехии, сохранились в основном в русских списках (некоторые только в русских), то есть Русь выступила, в силу исторических об­стоятельств, хранительницей ранней славянской литературы, созданной ia ее пределами.

Появление письменности на славянском языке, понятном всему на­селению (в раннее Средневековье речь славян из разных-регионов отли­чалась еще незначительно), и введение богослужения на славянском языке (это также было наследие Кирилло-Мефодиевской миссии) имело неоценимое значение для культуры русского Средневековья. Эти черты отличали славянские православные страны от католической Европы (в юм числе славянские страны, принявшие христианство из Рима), где языком богослужения и соответственно литературным языком была первые века после христианизации латынь, знание которой было уделом небольшого слоя ученых людей.

На Руси же язык письменности был близок к жиьому языку. Это, во-первых, привело к весьма высокому для раннего Средневековья уровню грамотности: он открылся благодаря находке археологами в се­редине прошлого столетия (1951 г.) берестяных грамот - писем различ­ного содержания на бересте, выполненных людьми самых разных слоев древнерусского общества (ныне такие грайоты обнаружены уже в де­сятке древнерусских городов; большая их часть происходит из Новгоро­да, где сохранению бересты в земле помогали почвенно-климатические условия). Во-вторых, способствовало быстрому развитию собственной оригинальной литературы.

Большинство произведений литературы, дошедших до нас от до­монгольского периода - памятники церковной литературы, в первую очередь богослужебного характера, которые лучше всего сохранялись. Среди них есть выдающиеся произведения - «Слово о Законе и Благода­ти» митрополита Иллариона (середина XI в.), памятники житийного

жанра - Жития Бориса и Глеба, первых русских святых, Феодосия Пе­черского (вторая половина XI столетия).

Одним из оригинальных жанров древнерусской литературы было летописание. Его зарождение исследователи датируют по-разному - концом X в. (эпоха Владимира Святославича), 1030-ми гг. (княжение Ярослава Владимировича), второй половиной XI в. Наиболее ранним памятником летописания, дошедшим до нас в относительно цельном ви­де (в составе Новгородской первой летописи) является так нназываемый Начальный киевский свод конца XI столетия. В начале XII в. в Киеве была создана «Повесть временных лет» - произведение, в котором исто­рия Руси была вписана в историю общеславянскую и мировую. В XII - начале XIII вв. летописи создаются уже во многих центрах Руси - Киеве, Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Ростове, Г аличе.

Сохранился также ряд произведений, уникальных по своим жанро­вым характеристикам. Таково, например, «Поучение» Владимира Мо- номаха (начало XII в.) - целый комплекс сочинений^созданных киев­ским князем. Самое выдающееся по своим художественным достоинст вам произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец ХП столетия) - вместе со сходным с ним но манере «Словом о погибели Русской земли» (вторая четверть ХШ в.) представляют собой осколки традиции древнерусской придворной поэзии. Не имеет анало­гий также такой памятник, как «Слово (или Моление) Даниила Заточни­ка» (конец XII столетия).

Высокого развития достигла архитектура, в которой сочетание местные традиции, византийское и западноевропейское влияние. Древ нейшие, сохранившиеся до нашего времени памятники древнерусского зодчества - Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове - датируются серединой XI столетия. В XII-начале XIII вв. наибольших высот достигло каменное зодчество в Новгородской и Суз­дальской землях.

Вопросы для самоподготовки.

1.Какие условия способствовали созданию Древнерусского госу дарства?

2.Политическая деятельность первых русских князей.

3.Обоснуйте необходимость принятия для Руси большой религии христианства?

4.Личность князя Владимира в русских былинах?

5.Русь в системе общеевропейских отношений при Ярославе Мудром

Охарактеризуйте письменные источники Древнерусского госу дарства?Тема 5. Русь в период феодальной раздробленности (XII - XIII вв.)

1.Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

2.Политическое положение наиболее крупных русских княжеств.

3.Монголо-татарское нашествие и его последствия

4.Разгром шведских и немецких захватчиков

1. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятель­ности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять се- ("и великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на ве­ки процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вер! икальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сы­ну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде кня­зей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты ранне­феодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киев­скому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из чис- ла его ближайших родственников. На Руси признавался родовой сюзе­ренитет. У князя была дружина. Между князем и дружиной устанавли­вались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с пружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родопле­менного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль).

Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами само- \ правления, сохранившегося от догосударственной организации племен.

(Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Молено полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народ­ным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти ин­ституты на окраинах страны. Однако во второй половине XI - начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой полити­ческой системе. Древнерусское государство превращалось в своеобраз­ную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть ко­торого все более слабела и приобретала номинальный характер. К сере­дине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных кня­жеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда само­стоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Вла- димиро-СуздаЛьское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная респуб­лика).

К середине XII в. положение Руси резко ухудшилось. Углубилась феодальная раздробленность, было ослаблено политическое единство страны. Разорялось хозяйство южных земель, окончательно прервались торговые связи с южными странами и потеряны были придунайские го­рода и Тмутаракань.

Но и в таких условиях борьба Руси с врагами не прекращалась, хо­тя все труднее было добиться объединения сил даже нескольких кня­жеств. Так было в 1185 г.. когда группа князей во главе с Новгород северским князем Игорем Святославичем совершила поход вглубь сте пей. Вначале поход был удачен, однако, углубившись в степь, русские потерпели поражение, Игорь попал в плен. Не случайно поход Игоря Святославича был воспет в бессмертном произведении конца

Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский (1157-1174 разрушил Киев и он потерял свое политическое значение центра Руси. В период татаро-монгольского ига Киев утратил роль резиденции митро полита. В 1299 г. митрополит Максим, оставив Киев, нашел убежище в Северо-Восточной Руси.

Владимирское великое княжество, сохраняя свое первенствующе! политическое положение среди остальных северо-восточных земель стало объектом постоянных притязаний со стороны целого ряда русски князей.

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и сво< образной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного по ложения Руси между Востоком и Западом в трансформированном вил проявились черты и средневековой западноевропейской, и традицион­ном восточной цивилизаций.

2. Политическое положение наиболее крупных русских княжеств

Владимиро-Суздальское княжество.

С конца XI - начала XII в. вся Русь разделилась на ряд отдельных политических образований. Однако местные особенности как экономи­ки, так и средневековой социальной структуры в разных землях обшир­ной Руси обусловили и разнообразие их государственных форм.

Крупнейшими были Владимиро-Суздальское княжество, Новго­родская республика и Г"алицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество граничило с Рязанским и Чер­ниговским княжествами (к северу от реки Оки), со Смоленской землей и с 11овгородскими владениями. Затем границы на севере шли от Белого озера через реку Сухону в Заволочье, а на северо-востоке - до Нижней ()ки.

После смерти Мономаха край политически обособился; здесь на­чало местной династии положил его сын Юрий Долгорукий (1125-1157). При нем возникают ряд новых городов и укрепляются старые. К этому ^времени относится первое упоминание в летописи о Москве - 1147 г. Юррий Долгорукий позвал к себе черниговского князя Святослава слова­ми: «Приди ко мне в Москов».

С именем Юрия Долгорукого связано укрепление города Москвы, mi,й одное расположение которой он правильно оценил. Новая крепость прикрывала подступы с юга и юго-запада к Владимиро-Суздальской |гмле.

Борясь за Киев, Юрий вместе с тем. стремился утвердить свое нппяние и в Новгороде, и в других зеКшях Руси. В его стремлении укре­питься на великокняжеском престоле в Киеве видна тенденция к восста- монлению политического единства Руси. Наряду с этим князь Юрий на­чинает борьбу против местных сильных бояр в самом Ростово-

| уздальском княжестве, стремясь ослабить и подчинить их своей вла­сти.

После смерти Юрия Долгорукого стал княжить его сын Андрей Бо- голюбский (1157-1174). Это был один из сильнейших князей на Руси. Разгром Киева в 1169 г. нанес серьезный удар другим князьям - пре­зидентам на киевский престол, стремившимся не только захватить Ки-

·IH кую землю, но и использовать Новгород против Андрея. Князь пере­нес свою столицу в город Владимир-на-Клязьме. Недалеко от этого го­рода, в^селе Боголюбове, был построен замок, который служил княжеской резиденцией. Отсюда и прозвище князя - Боголюбский. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси.

Однако Андрею не удалось довести борьбу до конца. Слишком сильны были местные феодалы; еще недостаточно окрепли тогда города. Враги Андрея Боголюбского объединились, организовали заговор и убили князя. В княжестве началось восстание крестьян; они громили бо­яр, истребляли княжескую администрацию. С большим трудом восста­ние было подавлено.

Князем стал брат Андрея - Всеволод Юрьевич, прозванный Боль­шое Гнездо (1176-1212). Он много сделал для усиления великокняже-1 ской власти. Не случайно автор «Слова о полку Игореве», называя Все-1 волода «великый княже», подчеркивает его силу и богатство, говоря, что его рать могла бы веслами Волгу «раскропити, а Дон шеломы выльяти». У многих сильных бояр из числа своих врагов Всеволод отобрал «села 1 ...и кони, и скот», раздав их своим дворянам и служилым боярам. Куп­цы и богатые ремесленники Владимира и других городов получили! льготы от князя. Всеволод, как и его предшественники, продолжал борь-1 бу против крупных феодалов, стремившихся к ослаблению великокня-| жеской власти.

После смерти Всеволода в княжестве снова возобновились фео-1 дальные войны, в которых приняли участие не только местные князья,] бояре, но и Новгород и др. Владимирское великое княжество раздроби-! лось на несколько уделов-княжеств, где правили другие князья Всеволо­довичи. Снова начала усиливаться власть великого князя при Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Границы великого княжества расширялись. После успешного похода на болгар, здесь был основан новый город 1 Нижний Новгород. Он стал важным торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье и в бассейне реки Оки. . ;

В 1236 г. суздальский князь Ярослав Всеволодович стал и киев­ским князем, а его сын Александр (позже - Невский) - князем в Великом Новгороде. Успехи социально-экономического развития Владимирского княжества выдвигали его претендентом на объединение Руси, но этого не произошло. В результате междоусобных войн, княжество распалось на ряд мелких княжеств.

Господин Великий Новгород.

Центр Новгородской земли - Великий Новгород расположен на реке Волхов, которая разделяет его на две стороны: восточную, Торго­вую, и западную, Софийскую. Новгород примыкает к озеру Ильмень, Реки Волхов, Ловать, и Молога связывали край с Финским заливом, я Днепр и Волга - с Черным и Каспийским морями.

В Новгородскую землю входили не только области новгородских (ильменских) словен, но и финно-угорских племен и народностей - води, ижоры", карел, чуди и др. Новгородская колонизация направлялась в 11рибалтику, опираясь там на город Юрьев (Тарту). Еще в XI в. началось продвижение новгородцев к Белому морю и Уральским горам. В Новго­родской земле издавна было развито земледелие, а также охота, рыбная ловля, солеварение и бортничество. К северу от Новгорода крестьяне добывали железо. Ремесленники работали не только на заказ, но и на рынок. С ростом общественного разделения труда наступил расцвет инутренней и внешней торговли Новгорода. Этому способствовало и его удобное географическое, положение. Новгородские купцы постоянно ездили на остров Готланд, в Швецию, Данию, а со второй половины XII н. расцветает торговля Новгорода с Ганзой, союзом немецких городов. В Западную Европу новгородские купцы вывозили меха, воск, лен, пеньку, сало, тюлений жир и моржовые клыки, ремесленные изделия. Купцы из Чападной Европы ввозили в Новгород сукна, вина, пряности, предметы роскоши. Успешно развивалась торговля с другими княжествами Киев­ской Руси, особенно с Владимиро-Суздальским княжеством.

Сила народных масс Новгорода утвердила вечевую организацию.

I осподствующий класс феодалов стал руководителем республики, при­способив вече для своих классовых целей, прочно удерживая в руках все главные должности. Республика в феодальном Новгороде стала бояр­ской, аристократической. Верховная власть формально принадлежала нече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя па определенных условиях и т. д. Вечем руководили (юяре. Даже в тех случаях, когда на вече собирались восставшие новго­родцы, их борьбу обычно спешила использовать одна из групп бояр, стремившихся захватить власть.

Высшие выборные должности замещались^олько боярами, иногда лаже по наследству. Первое место среди высших должностных лиц за­нимал самый крупный феодал в Новгороде - епископ (позже - архиепи­скоп). Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд, при его дворе велась новгородская летопись; епископ имел своих служилых феодалов и свой полк. Епископ сгоял во главе «совета господ», в который входили бояре, высшие долж­ностные лица. Посадник возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал разных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, сносился с другими государствами. Помощником посадника был тысяцкий. Он командовал народным ополчением, ведал

торговым судом. Новгород имел и князя. Князь с дружиной нужен был только как полицейская сила и как военачальник всех вооруженных сил в случае войны. Кроме того, в лице князя осуществлялась связь Новго­рода с другой частью Руси - «отчиной» приглашенного князя. Князь не мог судить и управлять, он, его бояре и дружина не могли иметь владе­ний в Новгородской земле, не могли участвовать в торговле и т. д. Кня­зю платили жалованье. Вече заключало с князем договор. Если князь на­рушал договор, новгородцы обычно «показывали ему путь», прогоняли его.

Городские массы Новгорода добились некоторых прав в са моуправлении. Город делился на пять концов (районов); эти концы, как и улицы, имели свои объединения (кончай, уличан), выборную админи страцию. Каждый конец имел и некоторую власть над примыкавшей к нему территорией Новгородской земли. Но эти органы фактически тоже находились в руках бояр.

Используя межкняжескую рознь, Новгород не раз успешно отстаин вал свою самостоятельность. Все же обострение классовой борьбы с на­чала XIII в. заставляло новгородских бояр искать поддержки у сильного Всеволода Большое Гнездо.

Но положение в Новгороде усложнялась. Его землям стали угро­жать немецкие захватчики и Литва; обострялась и классовая борьба.

Галицко-Волынское княжество.

Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в ре зультате слияния двух княжеств - Галицкого и Волынского. Галицкая земля граничила с Польшей, по Карпатам - с Венгрией, на юго-востоке граница шла от Южного Буга к устью Дуная. Волынь занимала землю по течению Западного Буга и верховьев Припяти.

На Волыни и в Галицкой земле с их черноземом издавна развива­лось пашенное земледелие и, кроме того, скотоводство, охота и рыбо­ловство. С утверждением феодальных отношений здесь быстро росло! крупное боярское и княжеское землевладение. Обогащению бояр спо­собствовала и их широкая торговля. Край находился на пересечении важных речных и сухопутных путей. Весьма сильное экономически, бо-| ярство края, особенно галицкое, превратилось в. мощную политическув силу. Служилые феодалы получали от князей за свою службу землю^ отобранную у крестьян или же конфискованную у бояр.

В Галицкой земле велись большие разработки соли, которую выво. зили в другие земли Руси. В XII в. в крае насчитывалось около 80 горо; дов (Владимир-Волынский, Луцк, Берестье, Дорогичип и др.).

Попытки обособления Волыни от Киева наметились с ссредицы XI в. Усиление галицких князей братьев Володаря и Пасилько Ростиславичей (1084-1124) вызвало против них союз киевского и волынского кня- jeii и Польши, а затем и Венгрии. Однако Ростиславичи при поддержке местных феодалов и городов успешно выдержали борьбу. Галицкая зем- III окончательно обособилась, в то время как Волынь до середины XII в. Оставалась зависимой от Киева.

Галицкое княжество особенно усилилось в княжение Ярослава Во- подимирковича (1153-1187). Этот князь настойчиво добивался укрепле­ния своей власти. Он умело использовал сд^зников среди князей на Ру- 41 и одновременно проводил внешнюю политику в соответствии с инте­ресами не только своего княжества, но и всей страны. Его выдающиеся I нособности признавали и современники, присвоив ему прозвище Ос- момысл. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Ярославе Осмомыс­ле как об одном из самых сильных князей на Руси, который подпирает «горы Угорский своими железными полки».

В конце IX века н. э. разрозненные племена восточных славян объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.

Название

Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов. Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь. Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.

Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых. В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории. Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.

Предпосылки для возникновения государственности

В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.

К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:

  1. Все союзы сплотились для противостояния общим врагам - степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
  2. А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
  3. Первые известные нам киевские князья - Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.

Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.

«Норманнская» и «антинорманнская» теория

В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне - варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.

Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.

Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М. Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.

Первые князья

Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев - Синиуса, Трувора и Рюрика. Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера. После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.

Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.

Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.

Князь Владимир

Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами. Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева. Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.

Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание - христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.

Расцвет государства

Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов. К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе. В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.

Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие. Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы. Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.

Междоусобные войны, распад

Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования - от отца к сыну. При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть. Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.

Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.

Уклад жизни

Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота. Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем. Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.

Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным. Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много. Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.

Экономика

Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.

Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей. Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое. Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.

Значение

Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности. С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.

Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.

С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.